Достовалова Людмила
Особенности музыкального развития детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности музыкального развития детей 3-4 лет.
У детей данного возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки еще тонкие и короткие. Гортань ребенка будет еще расти, и вырастит в два раза. Звук образовавшийся в гортани – очень слабый и почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое и поверхностное.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Требуется очень осторожное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала со стороны муз. руководителя. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые и ясные по смыслу слова, близкие образы и явления, простой ритмичный рисунок мелодии, соответствующий возрасту. Музыкальный руководитель, педагог должен работать над формированием устойчивого, не напряженного звучания – естественного. Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио и теле-передач. Музыкальный руководитель должен периодически проводить индивидуальные или коллективные консультации для педагогов и родителей детей. На консультациях можно разъяснять опасность крикливого пения и разговора, шумной звуковой атмосферы и пения в холодную погоду на улице.
Задачи в области пения детей 3-4 лет :
- учить петь естественным голосом, без напряжения протяжено;
- Внятно произносить слова, понимая их смысл;
- правильно передавать мелодию в диапазоне;
- формировать коллективное пение.
Самая главная задача при обучении детей пению – раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку. С учетом его особенностей развития научить его радоваться, получать эстетическое удовольствие от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, надо первую встречу провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.
Педагог должен помнить, что качество исполненной им песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус.
Сред всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса и даже отрицательно влияет на интонацию.
Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука. Надо учить широко раскрывать рот стараться привить навык плавного ведения звука.
Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая взаимосвязь. Если ребенок разговаривает громким, звонким голосом, но и петь он будет высоким звучанием. Важно чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно научиться петь естественно. Вот почему с первых занятий в младшей группе важно уделить этому максимум внимания.
Например, песенка «В огороде заинька» доступна детям уже с 3 лет в начале года. А чтобы вызвать интерес у детей, применяются различные методические приемы: игровые и зрелищные моменты, яркие встречи, сюрпризы.
Яркое, образное и эмоциональное ознакомление с песней также содействует выразительному и исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звук высотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения для развития с ранних лет.
Музыкально-дидактические упражнения отлично подходят для завлечения детского внимания, дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха.
Также в процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность имеет важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии можно проводить специальные музыкально-дидактические игры используя фланеграф или проектор.
В работе над чистотой интонации упор нужно делать на распевание, включать певческие упражнения.
Важный этап работы над песней в этом возрасте – работа над выразительностью. Надо учить детей передавать характер песни.
К концу года дети младшей группы (3-4 года) усваивают около 15-20 песен, включая песни к играм.
Певческую деятельность целесообразно планировать перспективно на 2-3 месяца. И с учетом всех особенностей данного возраста и данных рекомендаций можно доиться естественного пения, правильной передачи мелодии и ее настроения, а главное желания ребенка петь!