Елена Петровна Бойко
Особенности логопедической работы по коррекции слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом количество детей, имеющих проблемы с общим недоразвитием речи увеличивается. Данное нарушение представляет собой особенное проявление речевого отклонения, при котором нарушена лексика, грамматика и фонетика. Также у детей, имеющих данное нарушение наблюдается искажение слоговой структуры слова. Именно поэтому коррекция слоговой структуры слова выступает как одна из наиболее важных задач логопедической работы с детьми [1, с. 7].
Публикация «Особенности логопедической работы по коррекции слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Говоря об особенностях логопедической работы по коррекции слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи, важно отметить планомерность. Так, в самом начале работы логопеда с детьми, им выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и значение развития слоговой структуры слова. Необходимо определить правильное соотношение между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова, при этом нельзя забывать об индивидуальном уровне и патологии речи ребенка.
Говоря о коррекции слоговой структуры слов то, она складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе обычно выделяют два этапа: подготовительный и коррекционный этап [4, с. 45].
Подготовительный этап обычно включает в себя задания, построенные сначала на невербальном материале: игры, упражнения (игры на определение характерного звука, работа над ритмом, формирование координации движений под ритмическую музыку) [2, с. 22]. А затем на вербальном: упражнения на развитие динамического праксиса рук, упражнения на развитие координации рук, графические упражнения на переключение. Важно отметить, что такие упражнения и игры подбираются в соответствии с возрастом и возрастными особенностями, а также развитием детей.
Далее рассмотрим коррекционный этап, который включает в себя три уровня и проводится на вербальном материале. На каждом из этапов кроме речевого развития, задействовано зрительное, слуховое и тактильное развитие.
Когда в процессе коррекционной работы у детей возникает потребность в повторении слов взрослых людей, необходимо добиваться от них ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно, двух и трехсложных слов. Самое важное, не упустить тот момент, когда дети начинают понимать значение слов. С тем как усложняется работа над слоговой структурой слов, специалист вводит слова со с стечением согласных звуков, но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми [3, с. 34].
Еще одной особенностью коррекционной работы над формированием структуры слов является то, что сама работа подкрепляется наглядными материалами, а также индивидуальным раздаточным материалом.
Таким образом, можно говорить о том, что характер логопедической работы определяется уровнем речевого развития речи ребенка, его индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Если вовремя не исправить нарушение слоговой структуры слова, то это может привести к тому, что в развитии личности ребенка будут негативные изменения. Так, преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.
Список литературы:
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агронович, – СПб. : ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2004. – 48 с.
2. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова, – М. : АСТ, 2008. – 60 с.
3. Бабина Г. В. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Н. Ю. Сафонкина, – М. : Книголюб, 2005. – 96 с.
4. Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова : логопедические задания / Н. В. Курдвановская, – М. : Сфера, 2007. – 87 с