Марина Потапова
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2.
В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое в свою очередь выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения.
Образование детей с ОВЗ в РФ регламентируется следующими документами:
1. Закон РФ «Об образовании»;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»;
3. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020г,
4. «Специальный федеральный государственный стандарт для детей с ОВЗ (СФГОС)» .
Ст. 42,55,79 закона РФ «Об образовании» закрепляют право детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гласит: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
-создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц…»
Слайд 3.
«Дети с ограниченными возможностями здоровья» - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
• дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
• дети с тяжёлыми нарушениями речи;
• дети с задержкой психического развития;
• дети с умственной отсталостью;
• дети с расстройством аутистического спектра.
Поскольку наше образовательное учреждение посещают дети с умственной отсталостью и дети с задержкой психического развития, я более подробно остановлюсь на этой категории детей с ОВЗ.
Слайд 4.
Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные.
Слайд 5.
Характерные особенности детей с ЗПР :
-отставание в развитии мышления;
- низкая познавательная активность;
- дефекты звукопроизношения;
-снижение работоспособности;
-повышенная истощаемость;
-неустойчивое внимание;
- низкий навык самоконтроля;
-незрелость эмоционально-волевой сферы.
Слайд 6.
Основной задачей ДОУ является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность.
Цели ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-дать ребенку с ОВЗ возможность реализовать право на образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития;
-создать оптимальные условия реализации индивидуального потенциала ребенка с ОВЗ в соответствии с его психофизиологическими особенностями;
-гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей.
Слайд 7.
Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ЗПР в ДОУ :
Адаптация основной общеобразовательной программы с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
Поступая в дошкольное учреждение, ребенок проходит через ПМПк ДОУ, на котором специалисты проводят первичную диагностику и разрабатывают для каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут. Содержание основной общеобразовательной программы адаптируется с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребенка.
В условиях коррекционного ДОУ на первый план выступает также задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
Слайд 8.
Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР: «пошаговом» предъявлении материала; дозированной помощи взрослого; использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития. Опора на сохранные возможности.
Слайд 9.
Комплексное сопровождение: предусматривает получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности.
Это работа команды специалистов: В условиях образовательного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.
Слайд 10.
Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса).
Всесторонняя подготовка к жизни в современном обществе.
ДОУ компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум.
Слайд 11.
В условиях коррекционного ДОУ перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т. к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача. Причинами такого положения могут быть разные объективные обстоятельства. Перечислим некоторые из них:
- некоторые родители, приведя ребенка в коррекционный детский сад, остаются
убежденными в том,что развитие их ребенка не отстает от "нормы" и у него нет особых проблем;
- у некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка, им безразлично, чем занимаются педагоги с ребенком, безразличны его успехи и неудачи;
- некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку,
- многие родители воспитанников не знают закономерностей психического развития детей и не могут объективно оценить проблемы своего ребенка; их пугает термин "Задержка психического развития", они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.
Поэтому одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.
Слайд 12.
«Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны».
В. Сухомлинский