Папки-передвижки

Особенности использования социоигровых технологий с детьми дошкольного возраста

Ирина Игнатьева
Особенности использования социоигровых технологий с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли.

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми : именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

Публикация «Особенности использования социоигровых технологий с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Активность и неутомимость в младшем дошкольном возрасте проявляются в постоянной готовности к игровой деятельности. В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В 3 года преобладает предметно- манипулятивная игра, игра «рядом».

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Ролевое поведение детей в 3 года ориентированно на: взрослого; кукольных персонажей; воображаемых персонажей.

К 4 годам возникает партнерская игра со взрослыми, индивидуальная игра с игрушками, ребенок совершает игровое действие, а также происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета и перенос ситуации в «как будто». Ролевое поведение детей направляется еще на партнера по игре, возникает ролевой диалог с партнером, а также дети могут обозначать в игре: свою роль; роль партнера. Возникает потребность к коллективной игре.

В данном возрасте в игре воспитатель выступает ведущим или помощником, в игре помогает детям распределить роли, взяв на себя основную роль. Действия воспитателя в работе с детьми направлены на : разрешение конфликта; продвижение игры; показ игровых действий.

Самостоятельно вводят в игру предметы-заместители, используют различные атрибуты для игр.

Разнообразно применяют один и тот же предмет-заместитель. Характер игры в данном возрасте однотемный. Определяет характер игры чаще всего взрослый. Игра отображает события из личного опыта.

В средней группе (4–5 лет) игровая деятельность усложняется, появляются игры с правилами, сюжетом и распределением ролей. Воспитатель всё больше направляет поисковый запрос детей к внешним источникам информации: вместо того, чтобы дать готовый ответ на вопрос, предлагает ребятам сыграть в увлекательную игру и найти ответ самим. К 5-ти годам развивается коллективная игра. В игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Ребенку важен ролевой диалог в ней. Игровая ситуация усложняется, становится более развернутой.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, егодетализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совер-шенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевая игра заметно усложняется. Ведущим мотивом игры становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «почта», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».

Посредством известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», можно реализовывать задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитывать чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучать разделению обязанностей. Ролевая игра помогает детям осознать социальную важность многих профессий и занятий

Старшая группа характеризуется тем, что детей необходимо ориентировать на обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей; приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста :

у детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь;

ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;

сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

у детей нет чувства страха за ошибку

Социоигровая технология ориентирована в основном на старший дошкольный возраст.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли, игровые объединения более длительны и устойчивы. Дети умеют согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

В игре прослеживается цепочка длительных игровых действий, связанных по смыслу, подразумевающих игровую роль.

Ролевое поведение детей ориентированно на: партнера; кукольных персонажей; воображаемых персонажей.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

В данном возрасте в игре воспитатель выступает независимым участником, и дети уже сами распределяют роли для себя и партнера, и сами ведут игру. Действия воспитателя направлены на: разрешение конфликта; продвижение игры.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

В подготовительной группе работа с детьми должна быть ориентирована на:

формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества;

поддержку самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов;

поддержку перехода к играм-диалогам, игры-фантазирования, игры в самодельной предметной среде.

Таким образом, социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка, но также важным в социо-игровой технологии является договор, правило.

В раннем возрасте это совместные игры с предметами, хороводные игры. В младшем дошкольном это игры в парах, игры с правилами, хороводные игры. Средний возраст – работа в парах, игры с правилами. Старший возраст обучение работе в микро-группах 3-4 человека. В подготовительной группе – работа в микро-группах 5-6 человек.

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения детей малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Обруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участкеОбруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участке Одним из приёмов физического развития дошкольников являются упражнения с обручем. Обруч был изобретён в Америке. Другое его название хула.

Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУОпыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУ Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ Что такое Matatalab? Matatalab – это робототехнический.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности использования социоигровых технологий с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 15:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности использования социоигровых технологий с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Игнатьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД