Шахова Элина
Особенности использования дидактических игр в процессе обучения старших дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве очень сложно составить полное представление о ребенке с задержкой психического развития. При обучении детей с таким диагнозом, был выявлен ряд особенностей в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах детей. Ведущие специалисты, такие как, Певзнер М. С., Екжанова Е. А., Стребелева Е. А., по результатам исследований выявили, что дети с задержкой психического развития имеют : слаборазвитый словарный запас, незрелость эмоций, низкую работоспособность, незрелость мышления, своеобразное развитие личности в целом.
Публикация «Особенности использования дидактических игр в процессе обучения старших дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Поиск путей коррекции личности старших дошкольников с задержкой психического развития, является первостепенной задачей педагогов работающих с такими детьми. От правильной постановки образовательного процесса, а также использование специальных приемов и методов воспитания и обучения зависит эффективность исправления отклонений в психическом развитии детей.
Педагог – дефектолог не только должен предавать детям знания, умения и навыки, но и способствовать активизации познавательной деятельности воспитанников. Тогда когда образовательный процесс интересен и у детей возникает, желание приобретать новые знания, обучение становится продуктивным. Однообразие образовательного процесса и неумение преодолевать трудности в процессе обучения, способствуют слабой умственной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Именно по этим причинам, коррекция познавательной деятельности важна в старшем дошкольном возрасте.
На современном этапе образования, педагоги дошкольных учреждений все чаще задаются вопросами: «Как сделать обучение и воспитание детей интересными, продуктивными? Как заинтересовать детей в получении новых знаний?». Для каждого педагога важно, что бы дети проявляли инициативу, были заинтересованными, на более высоком уровне получали и закрепляли полученные знания. Поэтому в образовательной деятельности дошкольников, педагоги прибегают к использованию игровых приемов обучения, а особое место уделяют дидактической игре.
Незрелость психики дошкольников с задержкой психического развития, отражается на их обучении и проявляется определенным образом в дидактической игре, откладывая на нее свой отпечаток.
В системе обучения старших дошкольников с задержкой психического развития дидактическая игра является многоплановым педагогическим явлением. С одной стороны она является игровым методом и своеобразной формой обучения, с другой самостоятельной игровой деятельностью и средством воспитания личности старшего дошкольника с задержкой психического развития.
Первоначальная цель дидактической игры в обучении старших дошкольников с задержкой психического развития, состоит в том, что бы включить таких детей в непосредственную образовательную деятельность, за счет коррекции несформированных умственных навыков. Дидактическая игра, является одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес детей к изучению чего-то нового, на первый взгляд не понятного детям с задержкой психического развития. Игра побуждает у ребенка интерес к познанию новых явлений окружающей действительности. При включении детей в игровую ситуацию, интерес к образовательной деятельности возрастает, изучаемый материал становиться доступным, особенно если речь идет о детях с задержкой психического развития. Несмотря на то, что дидактическая игра это не основная форма изучения нового материала дошкольниками, она все-таки, является частью образовательного процесса. Дидактические игры способствует формированию фонематического восприятия слова, расширяет кругозор детей, активирует аналитико-синтетическую деятельность, а главное стимулирует речь и развивают мышление. В результате этого у детей появляется интерес к изучению новых знаний.
Использование дидактической игры в непосредственно образовательной деятельности очень эффективно для обучения старших дошкольников с задержкой психического развития. Ее уникальность состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она постепенно перерастает в обучение, в способность получения новых знаний, умений и навыков. В отличие от других игр, дидактическая игра, обладает четко поставленной образовательной целью и определенным педагогическим результатом. Все это в свою очередь характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Дидактические игры обеспечивают занимательность образовательного процесса в обучении дошкольников, позволяют учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать содержание учебного материала, активизировать умственную деятельность и культуру речи детей с задержкой психического развития. Успешность дидактических игр в обучении дошкольников хорошо известна. Такие игры способствуют приближению обучения к реальной действительности и жизни. Дети активно включаются в игру, потому что она требует не только проявлению своих знаний, но и смекалки и творчества. Использование дидактической игры является мощным стимулом в обучении, это сильная мотивация для детей. Посредством дидактической игры происходит коррекция интеллектуальной деятельности и возбуждение познавательного интереса, потому, что детям по своей природе нравится играть, и мотивов в игре гораздо больше, чем в самой обычной образовательной деятельности.
Применение дидактических игр в обучении старших дошкольников с задержкой психического развития способствует :
1. Коррекции отдельных элементов психической деятельности детей
(развитию зрительного восприятия, пространственных ориентиров, слуховой памяти и внимания);
2. Формированию мыслительных операций (развитию аналитико-синтетической деятельности, развитию навыков классификации, формированию умения работать по словесной инструкции);
3. Коррекции эмоциональной сферы (драматизации, релаксационные упражнения, упражнения для мимики);
4. Овладению техникой речи и ее развитие;
5. Обогащению словарного запаса;
6. Развитию мелкой моторики кисти;
7. Развитию наглядно-образного и словестно-логического мышления.
Дидактические игры используются во всех образовательных областях предусмотренных программой и помогают сделать процесс обучения дошкольников с задержкой психического развития более интересным и эффективным.
Дидактические игры направлены на развитие математических представлений детей. Ценность таких игр в том, что они помогают, детям знакомится со свойствами и признаками предметов: величиной, формой, цветом, качеством. В этих играх решаются задачи на классификацию, сравнение, установление последовательности в решении задач. Дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (форме, цвету, качеству назначению).
У дошкольников с задержкой психического развития, как правило, замедлен темп речевого развития. Таким детям свойственны нарушения звукопроизношения, грамматического строя речи, бедность словаря, речевая пассивность. Дидактическая игра способствует развитию речи детей. Она активизирует словарь, развивает связную речь, формирует правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли. Особое место в дидактической игре нужно отводить работе с буквой, звуком, предложением. При работе с детьми с задержкой психического развития необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя речевой и фонетический слух ребёнка.
Оценивая интеллектуальные возможности дошкольников с задержкой психического развития, можно отметить, что у таких детей низкая познавательная активность. Этим обусловлены особенности памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы детей. Использование дидактических игр является важным педагогическим инструментом в активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Основной задачей таких игр является воспитание интереса к процессу познания, умению искать самостоятельные пути к решению познавательных задач.
Дидактические игры, которые можно использовать в работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития можно разделить на четыре основных вида: игры с предметами, игры с природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.
Применяя в обучении, игры с предметами педагог может использовать реальные предметы и игрушки. С помощью таких игр дети получают новые знания о предметной среде. Примером таких игр могут служить дидактические игры такие как : «Найди пару», «Что лишнее?», «Подбери предмет по цвету», а так же игры на классификацию предметов.
Дидактические игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание играть. В таких играх используют предметы природы (овощи, фрукты, семена, камни и т. д). В игры с природным материалом лучше всего играть на природе, потому, что окружающая природа является лучшей наглядностью. Например, можно использовать такие игры : «Каждому камешку свой домик», «Угадай дерево», «Собери букет», «Что лишнее?».
Настольно-печатные игры решают различные развивающие задачи. Игровыми задачами данного вида являются закрепление знаний о пространственном расположении на листе, дети учатся искать отличая между картинками, закрепляют знания о порядковом и количественном счете, развивают зрительное восприятие. К таким играм относят: «Домино», «Лото», «Ищи и найдешь», а так же различные игры с картинками.
Словесные игры наиболее сложные для дошкольников с задержкой психического развития, так как они требуют активизации многих психических процессов, которые у данной категории детей нарушены. Такие игры построены на словах и действиях. Словесные игры опираются на уже изученные знания о предметах и обстоятельствах. Примеры игр: «Назови ласково», «Угадай по голосу», «Опиши предмет», «Третий лишний», «Какой звук?».
Основные предпосылки проведения дидактической игры в старшей группе для детей с задержкой психического развития :
1. Выразительное, эмоциональное проведение игры, что обеспечивает заинтересованность детей, желание участвовать в игре;
2. Необходимо сочетать занимательность и обучение. Применяя игру, педагог должен помнить, что дает ученикам сложные учебные задачи, а в игру их превращает форма их проведения – непринужденность, легкость, эмоциональность;
3. Необходимость включения педагога в игру, он является и участником и руководителем игры, и должен игру направлять в нужном направлении;
4. Наглядность в дидактической игре должна быть простой, доступной, выглядеть красиво, без лишних деталей, и быть понятной детям с задержкой психического развития;
5. Средства игры, следует рассматривать как путь, ведущий к выполнению дидактической задачи;
6. В дидактической игре нужно задействовать как можно больше анализаторов, для лучшего восприятия изучаемого материала детьми с задержкой психического развития.
7. При подготовке к дидактической игре, следует подбирать такие цели, которые будут способствовать и получению знаний, и коррекции психических процессов детей.
Использовать дидактические игры в образовательном процессе дошкольников с задержкой психического развития, необходимо с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Игры должны в первую очередь иметь коррекционную направленность, а так же оказывать максимальное воздействие на психические функции детей, которые нуждаются в коррекции. Дошкольники с задержкой психического развития быстрее и эффективнее вникают в программный материал, когда на различных фронтальных и индивидуальных занятиях используются дидактические игры.