Майя Варфоломеева
Особенности игровых интересов старших дошкольников с позиции гендерного подхода.
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы выявить особенности игровых интересов старших дошкольников проведём эксперимент.
Цель эксперимента: выявить особенности проявления интересов девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в игре и особенности гендерного подхода воспитателей в игре.
Задачи эксперимента:
1. Выявить представления старших дошкольников об их полоролевой принадлежности.
Публикация «Особенности игровых интересов старших дошкольников с позиции гендерного подхода,» размещена в разделах
2. Выявить особенности игровых интересов и игровых умений мальчиков и девочек.
3. Изучить педагогические условия реализации гендерного подхода в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования. Описание методов представлено в приложениях.
Для решения первой задачи использовались следующие методы исследования:
Беседа «Мальчики и девочки» (модифицированная беседа Татаринцевой Н. Е.).
Цель: выявление представлений детей старшего дошкольного возраста об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
Интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)
Цель: выявить гендерные установки детей старшего возраста.
Анализ ответов детей предполагает выявление соответствия ребёнка своему полу, а также наличие знаний детей об отличии мальчика от девочки.
Данная методика позволила выявить, сформированы ли у детей представления о своей принадлежности к тому или иному полу, кем они будут, когда вырастут.
Для решения второй задачи эксперимента - выявить особенности проявления интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности, использовались:
Беседа «Игровые интересы детей».
Цель беседы: выявить игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста.
Наблюдение за игровой деятельностью мальчиков и девочек.
Цель наблюдения: выявить как игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста проявляются в игровой деятельности.
В ходе наблюдения фиксировались игровые предпочтения детей :
в какие игры предпочитают играть, с кем предпочитают объединяться в игры, длительность игр, характер взаимоотношений.
Наблюдение проводилось в естественных условиях: в первой и во второй половине дня.
Критерии:
игровые интересы мальчиков и девочек (игровые сюжеты и роли, которым отдаётся предпочтение);
разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;
игровой материал, используемый мальчиками и девочками (игрушки, игровые атрибуты);
исполняемые роли;
взаимодействие между мальчиками и девочками в игре;
длительность игры.
В 3 задаче, посвященной изучению педагогических условий реализации гендерного подхода в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, использовались следующие методы исследования:
Методика «Незаконченные предложения» (О. Б. Отвечалина)
Цель: выявление гендерных представлений у воспитателей.
Наблюдение за воспитателем.
Цель: выявить, как педагог организует и взаимодействует с мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевой игры.
В ходе наблюдения фиксировалось: как педагог организует сюжетно - ролевую игру, учитывает ли пол ребёнка при распределении ролей, взаимоотношения с детьми в ходе игры (берет на себя роль, создаёт ситуации для развития сюжета игры, приходит на помощь, если у детей происходит конфликт).
Опросник для воспитателей «Я в своей группе детского сада» (Отвечалина О. Б. Модификация опросника М. Мишель «Я в своем классе»).
Цель: особенности проявления воспитателем гендерных представлений в ходе воспитания и обучения мальчиков и девочек.
Интервьюирование родителей
Цель: выявление особенностей отношения к сюжетно - ролевой игре и игровых интересов мальчиков и девочек старшего возраста дома.
Анализ предметно - развивающей среды группы детского сада.
Цель: изучить возможности предметно - развивающей среды в развитии игровых интересов с позиции гендерного подхода.
Таким образом, методика эксперимента позволила выявить:
представления детей старшего дошкольного возраста об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин;
гендерные установки детей старшего возраста;
игровые интересы мальчиков и девочек и как игровые интересы проявляются в игровой деятельности;
гендерные представления у воспитателей;
как педагог организует и взаимодействует с мальчиками и девочками в процессе сюжетно - ролевой игры;
особенности проявления воспитателем гендерных представлений в ходе воспитания и обучения мальчиков и девочек;
особенности отношения к сюжетно - ролевой игре и игровым интересам мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста дома.
Для решения первой задачи мы использовали беседу «Мальчики и девочки» (модифицированная беседа Татаринцевой Н. Е.) и интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана).
Анализ ответов детей выявил соответствие ребёнка своему полу, а также наличие знаний ребёнка об отличии мальчика от девочки.
Для выявления особенностей проявления интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности, использовалась беседа «Игровые интересы детей».
Анализ полученных данных показал следующее.
На 1 вопрос: «В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?» :
74% мальчиков предпочитают подвижные игры («Ловишки», «Выбивала», «У медведя во бору», «Два Мороза»). Многие мальчики любят играть в настольные игры с фишками и домино, лото и шашки, игры с машинками и трансформерами предпочитают 40% мальчиков.
Большая часть девочек предпочтение отдаёт сюжетно - ролевым («Семья», «Салон красоты», «Больница», «Принцесса») и играм с куклами, в подвижные игры и прятки любят играть 25%.
На 2 вопрос: «В какие игры ты играешь дома?», все мальчики и девочки ответили утвердительно. Ответы детей показали, что мальчики дома играют в компьютерные игры - 40%, в настольные игры – 15%, игры с машинками - 20%, игры с трансформерами 25%. Некоторые мальчики отметили, что предпочитает придумывать игры самостоятельно, в зависимости от настроения и игрушек.
Девочки любят играть дома с куклами 60%, в дочки – матери- 25%, настольные игры -14% и прятки -1%.
На 3 вопрос: «Кем ты любишь быть в играх?» 60% мальчиков и девочек, ответили – ведущими. В играх девочки хотят быть мамами - 44%, дочками- 22%, привлекают девочек также роли феи, принцессы, королевы.
Мальчики в играх представляют себя воинами, защитниками - 27%, супер героями - 22%, остальные видят себя в роли папы, брата, робота - трансформера.
На 4 вопрос: «С какими игрушками ты любишь играть?» детям предложили выбрать и показать наиболее привлекательные, любимые и часто используемые. Девочки выбрали кукол (46%) и мягкие игрушки (30%, 24% выбрали посуду и мячи.
Мальчики отдали предпочтение выбору строительных наборов и конструкторов, трансформеров (42%, 38% отдали предпочтение машинкам, 20 % мальчиков ответили, что любят играть с набором инструментов: ремонтировать машины и другую технику.
На 5 вопрос: «Если бы играли в мультик, кем ты был?», девочки отождествляют себя с героинями мультфильмов: «Винкс» - 33%, «Мокси», «Братс» - 33%, волшебными зверюшками, зубалсами - 21%. По ответам девочек, в героинях мультфильмов их привлекает яркость, красота, доброта.
Выбор героя мультфильмов у мальчиков разнообразен: 18% хотят быть героями из фильма «Попуганами», «Бен 10. Инопланетная сверхсила», остальные хотят быть супер героем, Шреком, «человеком пауком».
На 6 вопрос: «Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?»
23% девочек выбрали роль знакомых сказочных персонажей: Белоснежки, Мальвины, Василисы Прекрасной, остальные предпочли быть Золушкой, Мальвиной, лисой. Так Даша К. и Лера выбрали роль Белоснежки, потому что «она самая добрая», Даша Л. выбрала роль Мальвины, потому что он «заботливая и красивая».
28% мальчиков выбрали роль волка, остальные предпочли роли Буратино, Вини пуха, 12% не смогли сделать выбор.
На 7 вопрос: «С кем ты больше любишь играть: с мальчиками или девочками? Почему?
Девочки (55%) отдают предпочтение играм с девочками. 48% девочек играют и с мальчиками и с девочками, 12% девочек предпочитают играть с мальчиками, мотивируя это тем, что «с мальчиками играть интереснее, веселее».
До 64% мальчиков отдают предпочтение играм с мальчиками, мотивируя свой выбор в пользу мальчиков, так:
с ними интереснее;
с мальчиками можно бегать;
мальчики тренированные, а девочки нет.
36 % детей в группе хотят играть как с мальчиками, так и с девочками.
Таким образом, игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и не достаточно разнообразны. Девочки предпочитают игры и роли, отражающие быт людей и сказочные сюжеты, мальчики отдают предпочтения подвижным играм и играм с техническими игрушками и героическим сюжетам.
Для изучения проявления игровых интересов в игровой деятельности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, проводилось наблюдение. Наблюдение за играми детей проводилось в естественных условиях в утренние часы и после дневного сна, т. к. это время является наиболее благоприятным для организации игр.
Наблюдение за игровой деятельностью детей выявило следующее:
95% мальчиков и девочек любят играть в подвижные игры, такие как «Выбивала», «Мы весёлые ребята, «Гуси - лебеди», «Охотник и зайцы», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Медведи и пчёлы», «Догонялки», «Море волнуется» и т. д.
В выборе между подвижными и ролевыми играми девочки отдают предпочтение сюжетно - ролевым играм таким как: «Дочки - матери» - 48%, «Семья» - 25%, «Салон красоты» - 17%, «Магазин» - 10%.
Мальчики и девочки старшего дошкольного возраста очень подвижны и любят бегать, веселиться. Меньше внимания дети уделяют настольным играм. Они играют в такие игры, как: «Правила дорожного движения», «Мы играем в магазин», «Экологическое лото», «Летающие колпачки», «Шашки», «Лото».
47% мальчиков предпочитают игры с машинками, конструктором, трансформерами, настольные игры.
Часть мальчиков с удовольствием играют совместно с девочками в сюжетно-ролевую игру «Семья», исполняя роль в соответствии со своим полом.
Все дети активно используют игровой материал (игрушки, игровые атрибуты, но в играх девочек он более разнообразен. Девочки больше уделяют внимания подбору деталей, любят украшать игровое пространство, использовать различные атрибуты для создания игрового образа. Девочки бережно раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички - и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Сломанную игрушку, девочки обычно отбрасывают в сторону как непригодную вещь, мальчики воспользуется этим случаем, чтобы ознакомиться с её устройством.
Исследование и наблюдение за играми детей, позволило выявить уровни игровой деятельности мальчиков и девочек. Высокий уровень составил 12%,
34% - низкий, 46% - средний уровень.
Низкий уровень. Ребёнок не умеет организовать игру, рассказывать о правилах игры. Игровые интересы неопределенны, неустойчивы. Нет любимых игр. Длительность игры и игрового интереса кратковременна. Предпочитает одиночные игры или кратковременные контакты со сверстниками. В играх с детьми часто не следует общему сюжету, конфликтует, соблюдает правила игры при вмешательстве воспитателя или сверстников.
Средний уровень. Ребёнок умеет организовать игру на отдельную знакомую тему, рассказывает о правилах игры. Игровые интересы ограничены несколькими часто повторяющимися темами. Игровые сюжеты часто однообразны, но ребенок охотно откликается на предложения других детей по изменению сюжета. Предпочтение в играх отдаёт детям своего пола. В играх случаются конфликты, но обычно они улаживаются при участии сверстников.
Высокий уровень. Ребёнок умеет организовать разные игры, создать игровую обстановку и рассказать об игровых правилах. Отличается разнообразием игровых интересов, при наличии избирательного интереса к отдельным темам (любимые игры). Часто вносит предложения по обогащению игрового сюжета, прислушивается к мнению и предложениям сверстников. Ребёнок хорошо взаимодействует в играх как с мальчиками, так и с девочками, имеет друзей - постоянных игровых партнеров, умеет улаживать конфликты в игре.
Для решения третьей задачи - изучить педагогические условия реализации гендерного подхода в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, использовались следующие методы: методика «Незаконченные предложения» (О. Б. Отвечалина, опросник для воспитателей «Я в своей группе детского сада» (Отвечалина О. Б. Модификация опросника М. Мишель «Я в своем классе») и наблюдение за воспитателем.
Проанализировав ответы воспитателей на опросник, мы видим, что педагогам не хватает элементарных знаний по полоролевому воспитанию. Например, на вопрос «Считаете ли Вы, что надо воспитывать мальчиков и девочек по-разному? Обоснуйте своё мнение, воспитатели ответили следующее:
«в мальчиках нужно воспитывать мужественность, а в девочках женственность»;
«мальчика воспитывать как защитника, а девочку - заботливой»;
«каждого ребёнка нужно воспитывать исходя из индивидуальных особенностей»;
«мальчика нужно воспитывать храбрым, способным защитить слабого, а девочку - нежной и ласковой»;
«у мальчиков и девочек разные психо - физиологические особенности»;
«необходим гендерный подход».
Интересно то, что два последних ответа дали воспитатели имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы свыше 25 лет.
На вопрос «Почему на занятиях Вы уделяете больше внимания мальчикам?», воспитатели ответили следующее:
«им необходимо объяснять несколько раз»;
«они не внимательны»;
«мальчики чаще небрежны в выполнении заданий»;
«мальчики более рассеянны, требуют больше времени для усвоения материала»;
«у мальчиков плохо развита моторика и усидчивость».
наблюдается недостаточный уровень умений организовывать предметно-развивающую среду.
Таким образом, у ряда педагогов были обнаружены проблемы в работы по развитию игровых интересов у детей. Для изучения состояния развивающей предметно - игровой среды в развитии игровых интересов у детей использовались: анализ образовательного пространства в группах, изучение информации на стендах в родительских уголках. Анализ показал, что безопасность игрового пространства соответствуют норме, но размещение игрового материала нуждается в изменении. Игровые замыслы старших дошкольников разнообразны, отсюда игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы».
Считаем, что стабильные тематические зоны должны уступить место мобильному материалу - крупным или мелким универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место в соответствии с игровыми интересами и замыслами детей.
Универсальные игровые макеты должны располагаться в местах, легкодоступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте).
Важно иметь набор атрибутов для использования в разнообразных играх: географические карты, мобильные телефоны, наушники, диски, клавиатуру для компьютера, пульт, фен, миксер и др. Можно поставить в группе коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. В целом, предметно - развивающая среда ориентируется только на обще возрастные особенности старших дошкольников и не способствует развитию игровых интересов детей, с учетом особенностей пола.
Проведенный эксперимент показал следующее:
1. Выявлены три уровня развития игровой деятельности детей экспериментальной группы: высокий (10%, средний (55%, низкий (35%).
35% детей отнесены по результатам констатирующего эксперимента к низкому уровню развития игровой деятельности, что свидетельствует о недостаточной продуктивности педагогического подхода педагогов в этом направлении.
2. В контрольной группе выявлены также три уровня развития игровой деятельности : высокий (12%); средний (46%, низкий (34%).
3. Игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и не достаточно разнообразны. У девочек преобладают социально - бытовые темы, ролевое взаимодействие у них более длительно, чем между мальчиками. Девочки стараются передать женское своеобразие, умеют хорошо перевоплощаться. Игровые интересы девочек более устойчивы, обдуманны и стабильны. Ролевые действия мальчиков часто носят непредсказуемый и непродолжительный характер. Они не умеют мирно договариваться, в ход идёт сила. Если девочки объединяются по симпатиям, то мальчики в зависимости от интереса к содержанию игры. Но ролевые действия у мальчиков более разнообразны, чем у девочек.
4. Выявлен средний уровень гендерных представлений у педагогов, что выразилось в 63%.
5. Выявлен низкий уровень компетентности педагогов в умении вовлекать родителей в развитии игровых интересов детей, что проявилось в 53%.
6. Выявлен, с одной стороны, интерес воспитателей к использованию гендерного подхода в развитии игровых интересов старших дошкольников, с другой стороны, недостаточная компетентность в использовании гендерного подхода.
В целом, результаты эксперимента определяют необходимость разработки содержания и технологии развития игровых интересов детей старшего дошкольного возраста на основе использования гендерного подхода и повышения соответствующей педагогической компетентности воспитателей.
Целью формирующего эксперимента являлось повышение игровых интересов детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии игровых интересов детей.
2. Разработать и реализовать тематику и содержание совместного проекта, направленного на развитие игровых интересов у детей старшего возраста.
3. Обеспечить участие семьи, разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей в развитии игровых интересов.
4. Оценить влияние гендерного подхода на развитие игровых интересов по детей.
Результаты теоретического анализа литературы и данных нашего эксперимента позволили предположить, что планомерная и успешная организация проекта развития игровых интересов старших дошкольников возможна в том случае, если:
педагог способен планировать совместную деятельность с детьми по развитию у них игровых интересов;
педагог готов проектировать предметно - развивающую среду по теме;
педагог планомерно использует разнообразные формы, методы и приемы, способствующие повышению игрового интереса детей;
активно привлекает родителей к участию в совместном проекте.
Все вышеизложенное определило 3 этапа формирующего эксперимента:
1. Подготовительный этап:
повышение профессиональной компетентности педагогов в применении гендерного подхода в развитии игровых интересов детей;
обогащение предметно - игровой среды в целях развития игровых интересов детей;
повышение компетентности родителей.
2. Преобразующий этап: использование гендерного подхода в развитии игровых интересов детей в условиях реализации совместного проекта «Папа, мама, я – дружная семья».
3. Контрольный этап: анализ эффективности использования гендерного подхода в развитии игровых интересов у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Проведенный констатирующий эксперимент показал:
средний уровень гендерных представлений у воспитателей;
низкий уровень компетентности педагогов в умении вовлекать родителей в развитие игровых интересов детей. Это определило содержание подготовительного этапа.
Подготовительный этап.
Цель: познакомить педагогов с технологией повышения игрового интереса у детей на основе гендерного подхода, вооружить педагогов практическими умениями планировать работу по результатам диагностики, организовывать развивающую среду и последовательно включать родителей в работу по теме.
Задачи подготовительного этапа:
1. Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний в области гендерного подхода в воспитании дошкольников.
2. Освоение педагогами технологии развития игровых интересов у детей на основе гендерного подхода.
Для реализации подготовительного этапа формирующего эксперимента планировалось:
Проведение с педагогами семинара - практикума по теме «Гендерный подход в воспитании старших дошкольников ДОУ».
Предполагаемые результаты:
1. Применение и использование педагогами в своей работе гендерного подхода.
2. Планирование на основе гендерного подхода развития игрового интереса старших дошкольников по результатам диагностики детей.
3. Умение организовывать предметно - развивающую среду с учетом поло-ролевых потребностей и интересов детей.
4. Активное взаимодействие с родителями в направлении реализации проекта.
5. Развитие потребности педагогов в самообразовании в области гендерных представлений.
После проведения семинара - практикума проводилась диагностика компетентности педагогов по гендерным представлениям.
Преобразующий этап формирующего эксперимента связан с созданием и реализацией совместного проекта «Папа, мама, я – дружная семья».
Обоснование актуальности выбора темы проекта явилось следующее:
развитие профессиональной компетентности педагогов в гендерном вопросе;
формирование гендерной компетентности, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребенка адекватно половой идентификации;
создание благоприятных условий для полоролевой социализации воспитанников и развитие игровых интересов мальчиков и девочек у детей старшего возраста;
создание благоприятной атмосферы и условий для развития, воспитания и образования мальчиков и девочек в группе;
консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания мальчиков и девочек;
создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности мальчиков и девочек;
активное участие родителей в жизни ребенка, осведомленность о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении.
Выбор нашего проекта основан также на том, что в результате нашего эксперимента выявлен недостаточный опыт педагогов по использованию гендерного подхода в развитии игрового интереса детей.
Целью преобразующего этапа формирующего эксперимента являлось:
обогащение гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа);
развитие игровых интересов и содержания игровой деятельности мальчиков и девочек;
развитие сотрудничества педагогов, родителей и детей в совместном проекте «Папа, мама, я – дружная семья».
Преобразующий этап формирующего эксперимента включал в себя: основные ступени работы:
- 1 ступень - мотивационно - целевая:
создание мотивационной направленности у детей на участие в совместном проекте «Папа, мама, я – дружная семья»;
воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;
формирование адекватной полу модели поведения;
развитие игровых интересов.
- 2 ступень - содержательно - организационная:
беседы: «Как должны вести себя мальчики», «Как должны вести себя девочки», «Что такое дружба» для развития представлений о поло - ролевой идентификации и отношениях между мальчиками и девочками;
чтение художественной литературы о дружбе, о социальной действительности, в целях обогащения моделей поведения мальчиков и девочек в соответствии с гендерными особенностями;
игры на развитие эмоциональной отзывчивости: «Назови ласково», «Скажи комплимент» и др. для укрепления доброжелательных отношений между детьми и стремления к общению;
проведение цикла игр («Спасатели», «Богатыри», «Белоснежка», «Дочки – матери», направленных на расширение знаний детей о специфических чертах личности мужчины: героизм, отвага, смекалка, смелость, благородство, решительность, умение преодолевать трудности, защита слабого. Для расширения знания детей о специфических чертах личности женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость к чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желание опекать и оберегать малышей;
совместные мероприятия с родителями в рамках проекта : спортивный праздник «А ну, девчонки, а ну, мальчишки!»; фотовыставка «Наши мальчики и наши девочки».
3 ступень – творческо - презентационная:
завершение создания совместного проекта «Папа, мама, я – дружная семья». На этом этапе проводилось:
- творческая мастерская для мальчиков «Кормушки для птиц»;
- творческая мастерская для девочек «Елочные украшения»;
- совместное с взрослыми театрализованное мероприятие - ярмарка «Наши умелые руки, не знают скуки»;
проведение многосюжетных игр для мальчиков и девочек.
Целью подготовительного этапа формирующего эксперимента было:
познакомить педагогов с технологией использования в работе гендерного подхода в развитии игровых интересов;
помочь овладеть практическими умениями в планировании, организации образовательного пространства;
умение вовлекать родителей в совместную деятельность.
Для реализации этой работы с педагогами был проведен семинар-практикум ««Гендерный подход в воспитании старших дошкольников ДОУ».
(Приложение № 7). Педагогов познакомили с теоретическими основами использования гендерного подхода в работе с детьми. Были раскрыты психо - физиологические различия между мальчиками и девочками. Педагогам были предложены пути решения эффективной работы с родителями по данной теме. В конце теоретической части педагогам предложили разделиться на две творческие подгруппы и подготовить к следующему семинару задание к практическому занятию.
1. Наметить основные этапы проведения работы по организации совместной деятельности.
2. Подобрать содержание для совместной работы.
На следующем заседании было обсуждение предложенных тем и этапов работы. При подведении итога практического задания, выяснилось, что педагоги заинтересованно подошли к выполнению задания.
Затем был проведен семинар - практикум, где было предложено следующее практическое задание для воспитателей:
придумать организацию предметно - развивающей среды для повышения игровых интересов детей. Педагоги творческих групп подготовили методические пособия, сделали фотозапись образовательного пространства, подобрали художественную литературу, сюжеты и все это представили на семинаре для обсуждения.
Итогом данного заседания семинара - практикума стал обмен опытом между педагогами, получение рекомендаций по оформлению образовательного пространства для повышения игрового интереса мальчиков и девочек.
К следующему заседанию семинара - практикума педагогам надо было наметить работу по вовлечению родителей в совместную деятельность по развитию на основе гендерного подхода игровых интересов детей :
оформить папки передвижки, для родителей по теме;
подобрать литературу для домашнего чтения;
запланировать совместные мероприятия с родителями по теме проекта;
провести родительское собрание по теме совместной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате подготовительного этапа у педагогов сформировались информационно - содержательные и деятельностные компоненты готовности к использованию гендерного подхода в развитии игровых интересов у старших дошкольников.
Преобразующий этап формирующего эксперимента был связан с организацией совместной деятельности по проекту «Папа, мама, я – дружная семья».
Целью этого этапа было:
воспитание дружеских взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи старших дошкольников в совместном проекте «Папа, мама, я – дружная семья»;
развитие игровых интересов детей с учетом их пола;
полоролевая социализация детей;
развитие сотрудничества педагогов, родителей и детей в совместном проекте.
Работа по созданию проекта была разделена на три ступени: мотивационно - целевая, содержательно - организационная, творческо - презентационная ступень.
На мотивационно - целевой ступени проекта задача воспитателя состояла в том, чтобы мотивировать детей на участие в совместном проекте «Папа, мама, я – дружная семья».
Задача воспитателя на первом этапе заключалась в том, чтобы сформулировать цель и ввести детей в игровую ситуацию. Для развития игрового интереса были организованны экскурсии в музей, библиотеку, на стройку, в банк; прочитаны отрывок «Автомобильный завод» из книги А. Дорохова «Сто послушных рук», М Макарова «Про Топку – моряка», Ф, Льва «Мы плывём на сомоходке», С Маршака «Рассказ о неизвестном герое», В, Маяковского «Кем быть?» и др. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития игровых интересов, нового сюжетного содержания игры. Воспитатели убрали все «больницы», «парикмахерские», «магазины».
Вместо старых милицейских фуражек были внесены банданы и большой (2х2м) кусок камуфляжной ткани, были оставлены стройматериал и различные конструкторы. В игровых уголках появились различные пульты, панели с кнопками, стрелками, индикаторами, то есть такие, с которыми можно действовать: нажимать кнопки, вращать ручку таймера и т. д. Такое оборудование успешно использовали как мальчики (пульты управления, мониторы, так и девочки (касса, клавиатура компьютера и т. д.).
Так появились в группе новые игры: «банк», «дизайнеры», «автосалон», «МЧС». Например, в игре «МЧС» главная цель - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Мы разыгрывали проблемные ситуации и разрабатывали алгоритм поведения людей в них. Один ребенок - отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель - тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Дети находили смысл и идею в самых обыденных и банальных, сточки зрения взрослого, вещах, поэтому мы не ограничивали фантазию детей. Мы считали, что самый неожиданный поворот сценария должен быть реализован в игре.
В таких играх обогащались представления детей об окружающей социальной среде, расширялся их кругозор о поведении мужчин и женщин, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности. Дети с удовольствием включились в обыгрывание новых атрибутов. Они играли в спасателей, военных вертолетчиков, омоновцев, подводников, отлично используя заменители и игрушки - самоделки.
Сколько выдумки требуется, чтобы порой решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет соорудить, какое подобрать оборудование! И в этом нам помогли мягкие игровые модули. Дети с удовольствием строили из них города, пароходы и самолеты, автотранспорт и театр - все, на что хватило фантазии. При этом мальчики и девочки по - разному использовали каждую деталь (куб превращали в то табурет, то в стол, то в сиденье для автомобиля, то в плиту или барабан).
В игре дети выступали как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако свой замысел они не вынашивали, не готовились как актеры. Они развертывали игру «сходу», выражая в игре, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владели ими в настоящий момент. Совместно с детьми воспитатели проводили игры – фантазирование, например, по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» (совместное пересказывание сказки; частичное преобразование известной сказки; придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов, придумывание новых историй на основе реалистических событий). Так появились у мальчиков новые игровые темы - например, Рыцари, Богатыри, Спасатели. У девочек – Принцессы, Белоснежка.
Чтобы повысить игровой интерес мы широко использовали наглядность, экскурсии, просмотр слайдов, видиосюжетов. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, то игра легко возникает, и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания.
Например, наблюдение за работой медсестры и врача в детской поликлинике, намного пополнило игровые действия девочек в игре «Больница». Если до этого дети (преимущественно девочки) только делали уколы, ставили градусники, «слушали» кукол фонендоскопом, то после экскурсий, наблюдений, беседы с медицинской сестрой - шли «на прием», ожидая своей очереди, тихо переговаривались с другими «мамами» о своих сыночках и дочках, оставляли детей в больнице, навещали их и т. д. «Врач» при этом выписывал не только рецепты, но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой, не брать немытыми руками пищу, делать лечебную гимнастику.
Для решения второй задачи первого этапа была проведена беседа на тему: «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком» (Приложение № 8). В ходе беседы дети учились выделять главные качества девочек и мальчиков, сравнивали поведение детей в группе. Совместно с родителями воспитанников была создана «Книга игр», которая оказала огромную помощь в обогащении тематики и развитии сюжетов игр.
Преимущество созданной книги заключается в том, что на страницах самодельной книги размещаются иллюстрации по различным сюжетам: «Семья», «Больница», «Ателье», «Рыболовецкий траулер», «Спасатели» и т. д.
Воспитатели с детьми, а также родители изготовили игровые атрибуты : плетеная люлька, лоскутное одеяльце, вязаный из тряпочек коврик для обогащения игр на темы русских народных сказок. Параллельно с детьми проводилась беседа по иллюстрациям и составление рассказов на заданную тему детьми. Такая работа способствовала развитию игровых интересов, обогащению игрового сюжета, включению в игру новых ролей, развитию игрового диалога.
Для решения третьей задачи, которая заключалась в том, чтобы разнообразить формы взаимодействия детей, участие семей и педагогов, детям было предложено совместное рисование «Моя любимая группа». Каждый ребенок рисовал свой рисунок, а потом мы сделали общий альбом под названием «Наша группа». Совместно с родителями провели чаепитие, посвящённое дню рождению группы, в ходе которого вспоминали, как группа открывалась, смотрели презентацию «Какими мы были».
Для решения четвертой задачи, направленной на обогащение игровых интересов детей к разным профессиям и отражению в играх мальчиков и девочек была проведена «Неделя профессий».
Родители были привлечены к педагогическому процессу. На «Неделе профессий» очень интересны были встречи с папой Кости Б., который работает кузнецом, он рассказал детям о настоящей тяжёлой мужской профессии. Детям было очень интересно слушать его рассказ и рассматривать изделия, изготовленные им лично.
Бабушка Даши К. поведала о работе воспитателя детского сада, папа Миши В. показал и рассказал о работе охранника. Так же мы близко рассмотрели труд столяра, благодаря рабочему по зданию в детском саду и работу прачки, или как сейчас называется профессия - машинист по стирке белья. Дело в том, что в современном обществе мужчины и женщины могут заменять друг друга практически во всех сферах деятельности, и нам было непросто найти среди родителей поистине те профессии, которые чётко выражают половую принадлежность.
Для повышения компетенции родителей в вопросе гендерного воспитания мы провели консультацию «Мальчики и девочки - два разных мира». Родителям были предложены рекомендации по воспитанию и обучению детей с учётом пола ребёнка (Приложение № 9). Родители с удовольствием приняли участие создании игровой предметно - развивающей среды.
В результате этого у детей появились новые игровые интересы и сюжеты игр, в которых объединялись мальчики и девочки. Так появились игры «Путешествия», «Гипермаркет», «Экскурсионное бюро», где дети использовали несколько сюжетов в одной игре. Мальчики и девочки находили для себя роли в соответствии с игровым интересами. Например, в игре «Гипермаркет» кто - то был менеджером, кому то по душе роль кассира, кто - то отдал предпочтение роли охранника, покупателя.
Таким образом, можно сделать выводы:
В результате проведения работы по повышению игрового интереса :
повысили игровой интерес у детей, подвели детей к использованию многосюжетных игр, таких как – «Гипермаркет», «Экскурсионное бюро», «Путешествие»;
сформировались начала мужественности и женственности у детей;
способствовали благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;
дали представления о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
создали эмоционально - положительное отношение к будущей социальной роли;
сформировали адекватную полу модель поведения;
родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками педагогов в развитии у детей игрового интереса.
После осуществления формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по методике констатирующего, с целью выявления изменений уровня развития игровых интересов; игровой деятельности детей экспериментальной и контрольной групп; проверки эффективности разработанной и осуществленной педагогической технологии.
В результате контрольного эксперимента выявились следующие показатели экспериментальной и контрольной групп (диаграммы № 6 и № 7) :
Формирующий эксперимент показал эффективность поэтапной технологии развития игровых интересов и включал в себя следующие этапы:
подготовительный - его целью являлось повышение компетенции педагогов в рамках темы «Гендерный подход в развитии игровых интересов старших дошкольников»;
преобразующий этап включал в себя совместную деятельность всех участников образовательного процесса, направленную на реализацию проекта «Папа, мама, я – дружная семья».
Преобразующий этап по реализации проекта «Папа, мама, я – дружная семья» был разделен на 3 ступени:
мотивационно - целевая ступень, целью которой явилось создание мотивационной направленности у детей на участие в совместном проекте «Папа, мама, я – дружная семья»;
воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;
формирование адекватной полу модели поведения;
развитие игрового интереса.
содержательно - организационная ступень, целью которой явилось проведение цикла игр, направленных на расширение знаний детей о специфических чертах личности мужчины и женщины.
творческо - презентационная ступень, целью которой явилось завершение создания совместного проекта «папа, мама, я – дружная семья»; проведение многосюжетных игр.
Благодаря проведённой работе, как у мальчиков так и у девочек, обогатились игровые интересы - они стали более разнообразными, широкими, осознанными. В результате расширилась игровая тематика, содержание игровой деятельности мальчиков и девочек обогатилось новыми сюжетами, общение мальчиков и девочек в общей игре стало более содержательным и разнообразным.
Таким образом: результаты контрольного эксперимента показывают, что в экспериментальной группе значительно возрос высокий уровень развития игровой деятельности детей до 55%. Дети, которые в констатирующем эксперименте были отнесены к среднему уровню развития перешли на высокий уровень. Произошли положительные изменения в развитии игровой деятельности детей, имеющих низкий уровень развития игровой деятельности : он сократился с 35% до 20%.
Родители стали активными участниками совместной деятельности, продолжили проявлять искренний интерес к жизни группы, эмоционально поддерживать своих детей.
Уровень развития игровой деятельности детей контрольной группы фактически не повысил свои показатели, так как в этой группе не проводилась преобразующая работа с детьми по развитию игровой деятельности.
Проблема использования гендерного подхода в развитии игровых интересов детей старшего дошкольного возраста является актуальной на современном этапе дошкольного образования. Процесс развития игровых интересов старших дошкольников на основе гендерного подхода будет эффективным, если:
взаимодействие воспитателя с дошкольниками в игре строится с учётом их полоролевой принадлежности, интересов и предпочтений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. При этом позиция воспитателя меняется с классического руководства сюжетно - ролевой игрой на педагогическое сопровождение игры;
воспитатель обладает компетентностью в организации гендерного подхода в развитии игровых интересов мальчиков и девочек;
установлено сотрудничество педагога и родителей в обогащении игровых интересов мальчиков и девочек;
в дошкольном учреждении создана игровая предметно - развивающая среда, учитывающая и обогащающая интересы мальчиков и девочек.
Констатирующий эксперимент показал недостаточную компетентность педагогов в использовании гендерного подхода в развитии игровых интересов детей, отсутствие эффективного взаимодействия педагогов и родителей, что свидетельствовало о недооценке потенциала семьи в этом процессе.
Констатирующий эксперимент выявил особенности игровых интересов мальчиков и девочек и показал, что игровые интересы мальчиков связаны с оружием, машинами. Они воюют на войне, возят машины, строят мосты и занимаются плотницкими работами. У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки – матери. Они ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж.
Проведение многопланового констатирующего эксперимента позволило выявить 3 уровня развития игровой деятельности детей :
10% детей отнесены к высокому уровню развития игровой деятельности;
55% детей отнесены к среднему уровню развития игровой деятельности;
35%детей отнесены к низкому уровню развития игровой деятельности.
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, послужили основой для разработки педагогических технологии, позволяющей повысить игровой интерес детей, а также сформировать у педагогов информационно - содержательный компонент гендерных представлений для использования гендерного подхода в развитии игровых интересов старших дошкольников.
Формирующий эксперимент показал эффективность поэтапной технологии развития игровых интересов и включал в себя следующие этапы:
подготовительный - его целью являлось повышение компетенции педагогов в рамках темы «Гендерный подход в развитии игровых интересов старших дошкольников»;
преобразующий этап включал в себя совместную деятельность всех участников образовательного процесса, направленную на реализацию проекта «Папа, мама, я – дружная семья».
Преобразующий этап по реализации проекта «Папа, мама, я – дружная семья» был разделен на 3 ступени:
мотивационно - целевая ступень, целью которой явилось создание мотивационной направленности у детей на участие в совместном проекте «Папа, мама, я – дружная семья»;
воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру;
формирование адекватной полу модели поведения;
развитие игрового интереса. (Начальный этап проекта «Папа, мама, я – дружная семья»).
содержательно - организационная ступень, целью которой явилось проведение цикла мероприятий, направленных на расширение знаний детей о специфических чертах личности мужчины и женщины;
творческо - презентационная ступень, целью которой явилось проведение многосюжетных игр, завершение создания совместного проекта «Папа, мама, я – дружная семья».
Позиция воспитателя динамично менялась с классического руководства сюжетно - ролевой игрой на педагогическое сопровождение игры. Привлечение родителей к совместной деятельности явилось эффективным для развития у детей игровых интересов.
В результате осуществления нашего проекта произошло общее повышение уровня развития игрового интереса и игровой деятельности у детей. Низкий уровень игрового интереса отсутствует, а преобладает средний – 72%, а высокий составляет – 28%, игровые интересы стали более разнообразными, осознанными.
Контрольный эксперимент подтвердил положительную динамику в развитии игровой деятельности детей - высокий уровень развития игровой деятельности повысился до 55%; низкий уровень развития игровой деятельности детей сократился с 35% до 10%. Результаты контрольного эксперимента в целом, наше исследование подтверждает, что при использовании гендерного подхода повышается игровой интерес у детей.
В целом, исследование показало, что гендерный подход является необходимым условием развития игровых интересов у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.