Надежда Маслова
Особенности и возможности экологического воспитания в условиях пандемии
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности и возможности экологического воспитания в условиях пандемии.
Воспитатель :
первой квалификационной категории
МБДОУ В – Талызинский детский сад «Колосок»
Маслова Надежда Николаевна
Актуальность темы заключается в необходимости
Публикация «Особенности и возможности экологического воспитания в условиях пандемии» размещена в разделах
повышения качества экологического воспитания детей дошкольного возраста и связана с социальным заказом современного общества. Данная тема является сложной и многоаспектной. На сегодняшний день экология считается наукой, помогающей людям выживать, делать комфортной и оптимальной их среду обитания.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный,
последовательный, планомерный педагогический процесс формирования
системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений,
нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие
у личности ответственного отношения к природе как к универсальной
ценности.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Экологическая воспитанность дошкольников выражается в знаниях о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе; в знаниях о
растительности леса, луга, сада, поля; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении объяснять экологические связи в природе; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно
назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в
улучшении природного окружения своей области, крае. Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде, который своим отношением к природе, а также своим поведением способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.
В условиях пандемии, необходимо устраивать дома экологические выставки, на которых будут представлены самостоятельные работы ребенка или совместные с родителями (поделки из природного материала, тематические рисунки, выполненные малышом лично или вместе с родителями). Организовывать их можно, например, к таким экологическим праздникам, как:
• День весны (1 марта);
• День Земли (20марта);
• День птиц (1 апреля);
• Всемирный день Солнца (3 мая);
• Синичкин день (12 ноября).
Либо к народным праздникам:
• Масленица;
• Троица; и т. д.
Такие выставки повысят интерес ребенка к проблеме экологии, помогут оценить красоту природы. А если вы к тому же будете знакомить малыша с этими праздниками, с народными поверьями, то значительно обогатите его кругозор. Это весьма полезный воспитательный элемент как для младших дошкольников (тогда упор будет сделан на совместное с вами творчество, так и для старших (больше самостоятельности).
За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.). Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.
Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить, объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится, делать выводы о законах природы.
Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке. Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.
Провоцируйте ребенка думать, сопоставлять, делать выводы. Ответы ищите вместе. Это хорошее средство не только для экологического воспитания, но и для развития речи дошкольника.
Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.
Между человеком и природой формируются определенные отношения, человек привыкает к естественной, природной среде, изменяется под ее влиянием, подстраивает природу под себя, а также трансформирует, меняет свою природу, свою среду своей собственной деятельностью. Давняя проблема взаимоотношений между человечеством и окружающей средой - это своего рода трансформация, которая приобретает огромное значение.
Чтобы выйти из этой ситуации, людям необходимо пересмотреть свое отношение к окружающей среде, по-новому взглянуть на жизнь, найти точки соприкосновения и взаимодействия с природой, меняя жизненные практики.
Воспитывая гуманное отношение ко всем живым существам с раннего возраста, можно изменить к лучшему в нынешней ситуации отношения между природой и человеком.
Важно помнить, что взрослый человек, наносящий вред природе, когда-то был ребенком, которому не привили должной любви к миру, не внушили важность бережного отношения к природному богатству. Поэтому так важно не просто помнить об экологическом воспитании дошкольников, но и понимать значимость этой работы, уметь правильно выстроить ее, чтобы вырастить гуманную, сострадающую личность, понимающую свою созидательную роль.
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
На сегодняшний день, исходя из усложнившейся ситуации из-за пандемии коронавируса (COVID-19, рассматривая системы дошкольного образования различных стран, очевидно, что они обусловлены возрастными, частными и социальными особенностями обучения в плане организации деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). В связи этим странам пришлось на период пандемии организовывать дистанционную форму образования и воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста. Россия переживает сложности и проблемы в области образования из-за пандемии коронавирусной инфекции, как и многие другие страны.
Большинство ДОО Российской Федерации оказались в ситуации неопределенности и дистанционное обучение проводилось, в большинстве случаев, с низким контролем со стороны администрации и интуитивно со стороны педагогических работников.
Руководителям регионов была предоставлена возможность самостоятельно принимать решения о переводе или очной форме работы организаций в период самоизоляции на удаленный режим работы с учетом демографических, социально-экономических особенностей региона и сложившейся санитарно- эпидемиологической ситуации.
В помощь педагогическим работникам ДОО был открыт интернет-ресурс «Игры и занятия для дошкольников», созданный специалистами Городского методического центра г. Москвы (deti.mosmetod.ru).
В период пандемии образовательная деятельность с детьми 3-7 лет в ДОО проводилась, главным образом, по двум направлениям: нахождение детей в дежурных группах; организации дистанционной формы образования в семье.
Относительно проведения занятий с детьми в дежурных группах следует отметить, что 87% воспитателей, работающих в подобных группах, полагают, что не представлялось возможным реализовать основную образовательную программу в работе с дошкольниками по двум основным причинам: кратковременного пребывания детей в дежурных группах и их разновозрастного состава; отсутствия у воспитателей профессиональной подготовки и специальных дидактических материалов, способствующих решению образовательных задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Современная обстановка стала сложной для системы дошкольного образования. Педагоги дошкольных образовательных организаций достаточно уверенно владеют наглядными средствами организации познавательных процессов, умеют организовать детскую игру и поддержать детскую инициативу, способны проявлять творческое использование бросового и подручного материала с целью активизации детей.
В работе я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.
Все воспитание и обучение детей я строю на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Ведущая педагогическая идея инновационного опыта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» эффективно реализуется, если предложенные формы работы последовательно организуются в работе с воспитанниками, их родителями.
Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.
В группе мною создан богатый природный уголок, с разнообразными растениями для ознакомления детей данного возраста. Используется нетрадиционное оборудование для оформления огорода на окне. Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, настольно-печатные игры, природный материал, природоведческая литература, много наглядного материала и художественной литературы по теме.
Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.
При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Для лучшего усвоения материала использую информационно-коммуникативные технологии, которые помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей, мотивируют детей к действию, обеспечивают прочность усвоения знаний дошкольника.
К тому же мультипликационные фильмы и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.
В нашем селе, есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.
Экологическое воспитание дошкольников может быть прослежено в различных видах деятельности:
- продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков растений, животных, других объектов природы);
- театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли экологической тематики : например, сюжетная игра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»);
- познавательная деятельность (чтение рассказов, сказок, стихов о природе, пословиц, поговорок, примет);
- творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы);
- нравственная деятельность (минутки любви и доброты к природе, знакомство с правилами поведения в природе и т. д.);
- совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направленная на экологическое воспитание в семье : акция «Лучшая кормушка», выставка рисунков «Птицы – наши друзья».
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии) : Родительское собрание «Задачи экологического воспитания»; беседа «Не причиняя вреда природе»; консультация «совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений».
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Проведены выставки: «Палитра Осени», «Осенняя фантазия», «К нам сказка пришла»; акции «Это поможет природе», «Лучшая кормушка» и другие.