Татьяна Якубова
Особенности и развитие детей с ТМНР и слепотой
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности и развитие детей с ТМНР и слепотой.
У детей с ТМНР сенсомоторное развитие отстаёт по срокам формирования от нормы и проходит неравномерно. Обычно у таких детей отмечается отставание от возрастных норм развития в объёме зрительного восприятия и специфические недостатки моторики. Всё это затрудняет их знакомство с окружающим миром. Именно поэтому при занятиях с детьми с ТМНР необходимо уделять внимание развитию сенсомоторных качеств.
Публикация «Особенности и развитие детей с ТМНР и слепотой» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Это требует особого психолого-педагогического подхода. Поэтому необходимо использовать ряд правил при проведении занятий, игр и упражнений по сенсомоторному развитию детей с ТМНР.
Работа по сенсомоторной стимуляции детей с ТМНР включает в себя ряд мероприятий. Необходимо систематически производить тактильную стимуляцию, стимуляцию зрения, слуха, обонятельной чувствительности, вкусовой чувствительности. Важна стимуляция мелкой моторики и функции кисти. При этом необходимо уделять внимание стимуляции органов артикуляции, в первую очередь, губ. Необходимо производить направленное педагогическое воздействие, целью которого является развитие сенсомоторных качеств у детей с ТМНР.
Для того чтобы такие занятия были эффективными, необходимо чтобы ребёнка окружали привычные для него люди и было как можно меньше различных отвлекающих факторов. Это позволяет ребенку ощутить постоянство. Также во время занятий и проведения специальных упражнений нужно учитывать особенности каждого ребёнка. Не только люди должны быть постоянными в окружении ребенка с ТМНР, но и они должны производить одни и те же действия в строгой последовательности, постепенно увеличивая нагрузки.
Первое правило при проведении занятий по развитию сенсомоторных качеств у детей с ТМНР - это то, что перед началом занятий нужно убедиться, что ребёнок чувствует себя комфортно и отсутствуют какие-либо окружающие отвлекающие факторы. Второе условие проведения занятий - это то, что нужно установить контакт с ребёнком, нужно дать понять, что преподаватель находится рядом с ним, т. е. ласково с ним поздороваться и осторожно прикоснуться к нему. Третье обязательное условие - это то, что ребёнок должен каким-либо образом пойти на контакт. То есть нужна ответная реакция ребёнка. Ребёнок может улыбнуться, замереть, оживиться или же издать какой-то звук. Если ребёнок хорошо говорит, то он должен поздороваться и в этом случае реакция уже будет очевидной. И только потом нужно проводить занятия по развитию сенсомоторных качеств у ребёнка с ТМНР путём стимуляции.
В процессе проведения занятия нужно постоянно поддерживать с ребёнком контакт при помощи речи, или же действия.
Занятия могут происходить как в форме игры, так и в форме ежедневных обязательных процедур и действий.
Важной проблемой является то, что реакции ребёнка могут быть малозаметными и его физический возраст обычно не соответствует уровню его психофизического развития. Поэтому в первую очередь необходимо уделять внимание повседневному качественному уходу за такими детьми, то есть выполнению обязательных гигиенических процедур. Необходимо обращать внимание на качественное и своевременное питание ребёнка с ТМНР.
Многие дети с ТМНР очень чувствительны к малейшим изменениям в окружающей среде. Поэтому в ходе выполнения гигиенических процедур нужно придерживаться строгой последовательности ритуалов. При этом остаётся возможность проведения развивающих занятий. Например, при умывании необходимо добиваться, чтобы ребёнок производил это действие самостоятельно. Если у ребёнка имеются очевидные нарушения психо- сенсорно-моторных качеств, то первое время нужно аккуратно умывать ребёнка, используя его собственные руки и делать это ежедневно в одной и той же последовательности. Постепенно у ребёнка включается мышечная память, и со временем он уже сможет выполнять гигиенические процедуры самостоятельно, не нуждаюсь чьей-либо помощи.
Также важный момент - это приём пищи. Во время еды с ребёнком необходимо разговаривать, рассказывать ему о последовательности действий и помогать ему, добиваясь самостоятельного действия.
Таким образом, ребёнок постепенно начинает развивать свои сенсомоторные качества в течение ежедневных обязательных процедур.
Это опять доказывает то, что дети с ТМНР могут быть вполне самостоятельными и их нельзя отнести к не обучаемым.
С учётом особенностей ребенка с ТМНР разрабатывается специальная программа развития его сенсомоторных качеств. Основная задача - добиться закрепления навыков. По мере усложнения необходимо повторять много раз одно и то же действие (чтобы навык ребёнка закрепился, постепенно наращивая нагрузки.
Важный метод развития сенсомоторных качеств у детей с ТМНР - это метод стимуляции. Метод стимуляции позволяет осуществить процесс развития и элементарного обучения ребёнка. Необходимо передавать нужную информацию в доступной для ребёнка форме, рассказывая не только о том, что он делает, но и о цели этих действий. Таким образом, у ребёнка развиваются не только сенсомоторные качества, но и происходит процесс обучения и развития его интеллекта.
Поэтому выделяется ряд направлений по развитию сенсомоторного развития ребёнка : развитие мелкой моторики, функции кисти.
Этот компонент занятий очень важен, поскольку развитие двигательной способности кисти и пальцев рук должно производиться с целью развития способностей по опорным функциям, то есть раскрытие кисти, осуществления захвата предмета кистью, развитие пальцев захвата. Постепенно необходимо усложнять манипуляции и предметные действия рук и пальцев рук. Также важно уделять внимание дифференцированию движений пальцев рук.
Для того, чтобы эффективно развивать моторику у детей с ТМНР, необходимо подобрать такие игры, которые будут доступны ребенку в соответствии с его индивидуальными возможностями здоровья, а также интересны для него при учете его интеллектуального развития.
Упражнения, способствующие развитию моторики рук :
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения, поглаживания и разминания каждого пальчика от кончика к основанию, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками) :
Чтобы крепкой быть ладошке –
Помассируем немножко.
Мы ее погладим нежно, нежно,
Много раз понажимаем,
Каждый пальчик разомнем,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин разной текстуры, глина, слоеное тесто, конструктор, прищепки, бусины, бумага, крупы и др.)
В куске теста или пластилина можно спрятать небольшой предмет и дать установку отыскать игрушку внутри. Со временем задача усложняется, используется большее количество пластичного материала и меньший предмет, спрятанный внутри.
Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать. На занятиях следует использовать разнообразную бумагу, картон, газету, салфетки, папиросную бумагу и пр.
Важно соблюдение такого правила как то, что все предметы, используемые на занятиях, должны раскладываться рядом с ребёнком в пределах его досягаемости. Игрушки должны лежать рядом с ребёнком.
Игры с детьми с ТМНР с нарушением зрения необходимо проводить, сопровождая их речью – четко проговаривать правила игры, комментировать процесс выполнения заданий и упражнений, давать описание материалов и предметов, используемых в игре.
Современные педагоги в России считают, что развиваться может и должен каждый ребёнок, в том числе и ребёнок с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР). Такие дети развиваются своим особым путём и в своём собственном темпе. Важно принять во внимание то, что у детей с ТМНР часто имеется сложная структура нарушений, которые сильно искажают систему восприятия окружающего мира и затрудняют контакт с ним.