Юлия Халанская
Особенности и гигиена органов дыхания у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Заочное отделение
Контрольная работа
по медико-биологическим и социальным основам здоровья _
обучающейся: _
группы 2 «» специальность 44.02.01 Дошкольное образование _
Тема: №7 – особенности и гигиена органов дыхания _
Дата:
Оценка:
Преподаватель:
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…. 3
1. Каковы особенности органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста, как они влияют на течение заболеваний дыхательной системы. 4
Публикация «Особенности и гигиена органов дыхания у детей» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие речевого дыхания
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
2. Гипертрофия аденоидов и небных миндалин. Что такое аденоиды, каковы их проявления, как они влияют на организм ребенка …. 9
3. Меры профилактики заболеваний верхних дыхательных путей ….…. 12
Заключение…. 14
Список использованной литературы…. …. 15
Введение.
Дыхание – неотъемлемый элемент жизни человека.
Согласно научному определению – дыхание – это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды, получая из окружающей среды кислород и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма. При нарушении этого процесса органы и ткани испытывают гипоксию (недостаток кислорода, что нарушает работу всего организма. Вот почему важно заботиться о здоровье органов дыхания – не допускать развития их заболеваний, а если они, все-таки, возникли, поддерживать их в состоянии ремиссии, препятствовать прогрессированию и предотвращать осложнения [5].
Заболевания органов дыхания – это патология из-за которой нарушается нормальный процесс дыхания.
Болезней органов дыхания множество, но все они в той или иной степени нарушают дыхательную функцию человека и снижают качество его жизнедеятельности.
На мой взгляд – дыхание человека это один из главных источников жизни. От правильной работы всех органов дыхания, их гигиены и от качества окружающего нас воздуха, зависит общее состояние нашего организма. И в этой контрольной работе пойдет речь о проблемах с органами дыхания и профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
1. Каковы особенности органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста, как они влияют на течение заболеваний дыхательной системы.
Закладка органов дыхания у детей происходит на 3-4-й неделе беременности. Органы дыхания формируются из зачатков передней кишки эмбриона: сначала — трахея, бронхи, ацинусы (функциональные единицы легких, параллельно с которыми формируется хрящевой каркас трахеи и бронхов, затем кровеносная и нервная системы легких. К рождению уже сформированы сосуды легких, дыхательные пути достаточно развиты, но заполнены жидкостью, секретом клеток дыхательных путей.
После рождения, с криком и первым вдохом ребенка происходит всасывание и откашливание этой жидкости. Особое значение имеет сурфактантная система. Сурфактант — поверхностно активное вещество, которое синтезируется в конце беременности, помогает расправлению легких при первом вдохе.
С началом дыхания сразу же в носу происходит очищение вдыхаемого воздуха от пыли, микробных агентов за счет биологически активных веществ, слизи, бактерицидных веществ, секреторного иммуноглобулина А. Дыхательные пути ребенка с возрастом приспосабливаются к тем условиям, в которых он должен жить.
Нос у новорожденного относительно мал, полости его развиты плохо, носовые ходы узкие, нижний носовой ход еще не сформирован. Хрящевой скелет носа очень мягкий. Слизистая оболочка полости носа богато васкуляризирована кровеносными и лимфатическими сосудами. Приблизительно к четырем годам формируется нижний носовой ход. Постепенно развивается кавернозная (пещеристая) ткань носа ребенка. Поэтому у детей до года очень редки носовые кровотечения. У них практически невозможно дыхание через рот, так как полость рта занимает относительно большой язык, оттесняющий надгортанник кзади. Поэтому при острых ринитах, когда резко затруднено дыхание через нос, патологический процесс быстро опускается в бронхи и легкие [3].
Развитие придаточных пазух носа происходит также после года, поэтому у детей первого года жизни редки их воспалительные изменения. Таким образом, чем меньше ребенок, тем его нос более приспособлен к согреванию, увлажнению и очищению воздуха.
У новорожденного ребенка глотка мала и узка. Глоточное кольцо миндалин находится в стадии развития. Поэтому небные миндалины не выходят за края дужек неба. В начале второго года жизни лимфоидная ткань интенсивно развивается, и небные миндалины начинают выходить за края дужек. К четырем годам миндалины развиты хорошо, при неблагоприятных условиях (инфекции ЛОР-органов) может появляться их гипертрофия.
Наиболее частыми заболеваниями верхних дыхательных путей у детей бывают острые риниты и ангины [2].
Гортань у новорожденного имеет воронкообразное строение, с мягкими хрящами.
Голосовая щель гортани расположена на уровне IV шейного позвонка, а у взрослого на уровне VII шейного позвонка. Гортань относительно узкая, слизистая оболочка, покрывающая ее, имеет хорошо развитые кровеносные и лимфатические сосуды. Эластичная ткань ее развита слабо.
Половые различия в строении гортани появляются к пубертатному периоду. У мальчиков гортань на месте щитовидных хрящей заостряется, и к 13 годам она уже похожа на гортань взрослого мужчины. А у девочек к 7—10 годам строение гортани становится похожим на строение взрослой женщины. До 6—7 лет голосовая щель остается узкой. С 12 лет голосовые связки у мальчиков становятся длиннее, чем у девочек.
За счет узости строения гортани, хорошего развития подслизистого слоя у детей раннего возраста часты ее поражения (ларингиты, нередко они сопровождаются сужением (стенозом) голосовой щели, часто развивается картина крупа с затрудненным дыханием [3].
Трахея к рождению ребенка уже сформирована. Верхний край ее у новорожденных располагается на уровне IV шейного позвонка (у взрослого на уровне VII шейного позвонка). Бифуркация трахеи лежит выше, чем у взрослого. Слизистая оболочка трахеи нежная, богато васкуляризирована. Эластичная ткань ее развита слабо. Хрящевой скелет у детей мягкий, просвет трахеи легко сужается.
У детей с возрастом происходит постепенный рост трахеи в длину и ширину, но общий рост тела обгоняет рост трахеи. В процессе физиологического дыхания просвет трахеи меняется, во время кашля она уменьшается приблизительно на 1/3 своего поперечного и продольного размера.
В слизистой оболочке трахеи много секретирующих желез. Их секрет покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм, скорость движения слизи изнутри кнаружи (10-15 мм/мин) обеспечивается реснитчатым эпителием.
У детей часто отмечаются такие заболевания трахеи, как трахеиты, в комбинации с поражением гортани (ларинготрахеиты) или бронхов (трахеобронхиты).
Бронхи к рождению ребенка сформированы. Их слизистая оболочка богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, который движется изнутри кнаружи со скоростью 0,25-1 см/мин. Правый бронх является как бы продолжением трахеи, он шире левого.
У детей, в отличие от взрослых, эластичные и мышечные волокна бронхов развиты слабо. Только с возрастом увеличиваются длина и ширина просвета бронхов. К 12-13 годам длина и просвет главных бронхов увеличивается вдвое по сравнению с новорожденным. С возрастом также увеличивается способность бронхов сопротивляться спаданию [6].
Наиболее частой патологией у детей являются острые бронхиты, которые наблюдаются на фоне острых респираторных заболеваний. Относительно часто у детей развиваются бронхиолиты, чему способствует узость бронхов. Приблизительно к годовалому возрасту может формироваться бронхиальная астма. Вначале она протекает на фоне острого бронхита с синдромом полной или частичной обструкции, бронхиолита. Затем включается аллергический компонент.
Узостью бронхиол объясняется и частое возникновение ателектазов легких у детей раннего возраста [4].
У новорожденного ребенка масса легких мала и составляет приблизительно 50-60 г, это 1/50 часть его массы. В дальнейшем масса легких увеличивается в 20 раз. У новорожденных легочная ткань хорошо васкуляризована, в ней много рыхлой соединительной ткани, а эластичная ткань легких развита слабее. Поэтому у детей при заболеваниях легких часто отмечается эмфизема.
Ацинус, являющийся функциональной дыхательной единицей легких, развит также недостаточно.
Альвеолы легких начинают развиваться только с 4—6-й недели жизни ребенка, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие увеличиваются за счет линейного размера альвеол. Параллельно с нарастанием числа альвеол до 8 лет возрастает дыхательная поверхность легких.
В развитии легких можно выделить 4 периода: I период — от рождения до 2 лет – интенсивный рост альвеол легких; II период — от 2 до 5 лет – интенсивное развитие эластичной ткани, значительный рост бронхов с перибронхиальными включениями лимфоидной ткани; III период — от 5 до 7 лет – окончательное созревание ацинуса; IV период — от 7 до 12 лет – дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.
Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое — из двух: верхней и нижней. При рождении ребенка хуже развита верхняя доля левого легкого. К 2 годам размеры отдельных долей соответствуют друг другу, как у взрослых.
Кроме долевого в легких имеется и сегментарное деление, соответствующее делению бронхов. В правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.
У детей из-за особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспалительный процесс чаще локализуется в нижней доле (в базально-верхушечном сегменте — 6-й сегмент). Именно в нем создаются условия плохого дренирования в лежачем положении у детей грудного возраста. Другое место чистой локализации воспаления у детей — 2-й сегмент верхней Доли и базально-задний (10-й) сегмент нижней доли. Здесь развиваются так называемые паравертебральные пневмонии. Часто поражается и средняя доля. Некоторые сегменты легкого: среднебоковой (4-й) и средненижний (5-й) — расположены в области бронхопульмональных лимфоузлов. Поэтому при воспалении последних бронхи этих сегментов сдавливаются, вызывая значительное выключение дыхательной поверхности и развитие тяжелой недостаточности легких [7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что особенности органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста имеют видимые различия. И там, где у дошкольников организм может справиться с инфекциями быстрее и проще, у новорожденных течение заболеваний может проходить с осложнениями из-за недостаточного развития органов дыхательной системы.
2. Гипертрофия аденоидов и небных миндалин. Что такое аденоиды, каковы их проявления, как они влияют на организм ребенка.
Вместе с пищей, водой и воздухом в организм человека через рот проникает огромное количество микробов. А как мы уже отметили выше – глотка у новорожденного ребенка мала и узка. Также, в стадии развития находится глоточное кольцо миндалин и небные миндалины не выходят за края дужек неба, они начинают выходить за края только к началу второго года жизни, когда лимфоидная ткань интенсивно развивается. В 4 года миндалины развиты уже хорошо, но при попадании инфекции в органы дыхания может появляться их гипертрофия.
Физиологическая роль миндалин и всего глоточного кольца — это фильтрация и осаждение микроорганизмов, попадающих из окружающей среды.
При длительном контакте с микробным агентом, внезапном охлаждении ребенка, защитная функция миндалин ослабевает, они инфицируются, развивается их острое или хроническое воспаление с соответствующей клинической картиной.
Увеличение носоглоточных миндалин чаще всего связано с хроническим воспалением, на фоне которого отмечаются нарушение дыхания, аллергизация и интоксикация организма.
Гипертрофия небных миндалин ведет к нарушениям неврологического статуса детей, они становятся невнимательными, плохо учатся в школе. При гипертрофии миндалин у детей возрастает вероятность формирования неправильного прикуса [1].
Аденоиды – патологическое разрастание лимфоидной ткани носоглоточной миндалины, чаще у детей 3-10 лет. Сопровождается затруднением свободного носового дыхания, храпом во время сна, гнусавостью голоса, насморками. При хирургическом удалении аденоидов (аденотомии, криодеструкции) не исключен рецидив их разрастания.
У детей старшего возраста частота заболеваемости уменьшается. У пациентов в возрасте старше 15 лет гипертрофия носоглоточной миндалины выявляется редко, хотя в отдельных случаях болеть могут и взрослые.
Существует наследственная предрасположенность к разрастанию носоглоточной миндалины, обусловленная отклонением в строении эндокринной и лимфатической системы (лимфатико-гипопластический диатез). У детей с данной аномалией наряду с аденоидами нередко выявляется снижение функции щитовидной железы, которое проявляется апатичностью, вялостью, отечностью и склонностью к полноте [1].
Предрасполагающим фактором в развитии аденоидов может быть нарушение питания (перекармливание) и токсическое влияние ряда вирусов. Вторичное воспаление и увеличение аденоидов может развиться после таких детских инфекционных заболеваний, как коклюш, корь, скарлатина и дифтерия.
Выделяют три степени увеличения аденоидов [4] :
1 степень – аденоиды закрывают треть хоан и сошника. В течение дня ребенок дышит свободно. Ночью, из-за перехода в горизонтальное положение и увеличения объема аденоидов дыхание затруднено.
2 степень – аденоиды закрывают половину хоан и сошника. Ребенок и днем и ночью дышит преимущественно ртом, часто храпит во сне.
3 степень – аденоиды целиком (или почти целиком) закрывают сошник и хоаны. Симптомы те же, что и при 2 степени, но выражены более резко.
Симптомы аденоидов.
Нос ребенка постоянно или периодически заложен, характерно обильное серозное отделяемое. Ребенок спит с открытым ртом. Из-за затруднений с дыханием сон больного становится беспокойным, сопровождается громким храпом. Во время сна возможны приступы удушья, обусловленные западением корня языка.
При аденоидах большого размера нарушается фонация, голос пациента становится гнусавым. Отверстия слуховых труб закрываются разросшимися аденоидами, что обуславливает снижение слуха. Дети становятся рассеянными и невнимательными.
Разрастание аденоидной ткани нередко осложняется аденоидитом (воспалением аденоидов). При обострении аденоидита появляются признаки общей неспецифической инфекции (слабость, повышение температуры). Аденоиды и особенно аденоидит часто сопровождаются увеличением регионарных лимфатических узлов. Длительное течение болезни приводит к нарушению нормального процесса развития лицевого скелета, возникают нарушения прикуса.
Аденоиды могут влиять на механизм дыхания. При прохождении струи воздуха через носовую полость происходит рефлекторное формирование характера вдоха и выдоха. Поэтому человек всегда дышит через нос глубже, чем через рот. Длительное дыхание через рот обуславливает незначительную, но некомпенсированную недостачу вентиляции легких. Кровь ребенка хуже насыщается кислородом, возникает хроническая нерезко выраженная гипоксия мозга. Из-за хронического нарушения оксигенации у детей с длительным течением аденоидов иногда развивается некоторая умственная отсталость.
Уменьшение глубины вдоха в течение длительного периода времени становится причиной нарушения процесса формирования грудной клетки. У ребенка развивается такая деформация грудной клетки как «куриная грудь». У ряда пациентов с аденоидами выявляется малокровие, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта (ухудшение аппетита, рвота, запор или понос) [4].
Соответственно, чтобы избежать плачевных последствий, описанных выше, необходимо знать и применять меры профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, о чем и пойдет речь в следующей главе.
3. Меры профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Во многом, что касается здоровья, состояние организма детей и не только зависит от правильных мер профилактики заболеваний. Так, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей предполагает следующие меры [5] :
1. Ограничение «пассивного» курения. Отказ взрослых от курения, особенно в присутствии детей. Курение – самый грозный враг здоровья дыхательных путей. Курильщики намного чаще, чем некурящие страдают хроническими бронхитами.
2. Климат и микроклимат. Состав воздуха, которым мы дышим, очень важен. Пыль и промышленные загрязнители, попадая в организм, вызывают аллергические реакции, способствуют развитию воспаления и повышают вероятность злокачественного перерождения клеток. Воздух должен содержать достаточное количество кислорода, его дефицит влечет за собой болезни.
Здесь выделяют профилактику такого рода:
1) проживание в экологически благоприятных районах без крупных объектов промышленности;
2) если деятельность человека предусматривает работу в пыльных, загрязненных промышленными химическими веществами условиях, требуется хорошая вентиляция помещения, а также использование средств защиты органов дыхания, в частности, респираторов;
3) частое проветривание жилья;
4) регулярная (в идеале – ежедневная) влажная уборка – следует вытирать пыль и мыть полы;
5) отказ от содержания в доме «пылесборников» – настенных и напольных ковров, мягких игрушек, открытых стеллажей с книгами;
6) избегать контактов с больными людьми, особенно рукопожатий и объятий (не находиться в закрытых, плохо проветриваемых, многолюдных помещениях);
7) соблюдать правила личной гигиены (мыть руки и т. д.)
8) после посещения людных закрытых помещений промывать полость носа солевым раствором.
9) вести здоровый образ жизни, проводить сеансы ароматерапии.
Вот такие, на первый взгляд, простые меры могут значительно упростить нашу жизнь. Главное, разумно относиться к себе и вовремя предпринимать необходимые действия для поддержания нашего организма в форме.
Заключение.
В современном мире людям все сложнее становится поддерживать здоровый образ жизни. Поэтому, каждый человек должен четко понимать, что ему необходимо, чтобы его дыхание было правильным. Для этого нужо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания - это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.
Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состояние органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры.
Естественно, необходимо также ограничивать общение детей с больными людьми, с курящими, и правильно выбирать окружение для ребенка.
И здесь, на мой взгляд, очень важную роль играют родители и близкие родственники. Важно, чтобы окружающие понимали важность профилактики здорового образа жизни не только ребенка, но и сами старались соблюдать все правила и рекомендации. Потому что дети, в первую очередь, перенимают и копируют поведение близких. Хороший пример – это залог развития правильных привычек наших детей!
Список использованной литературы.
1. Чабаненко С. Н. Заболевания органов дыхания. – М. : Вече, 2014.
2. Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Высшая школа, 2016.
3. Кабанов А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1975.
4. Киселенко Т. Е., Назина Ю. В., Могилева И. А. Болезни органов дыхания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
5. Руина О. В. Медицинская энциклопедия для всей семьи: Все, что нужно знать о болезнях. – М. : Центрполиграф, 2016.
6. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1987.
7. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. 6-е изд. дополненное. – М. : Академия, 2009.