Стравчинская Татьяна
Особенности функционирования опекунских семей
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно многочисленным статистическим данным в России наблюдается постоянное увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача социализации этих детей стоит в ряду наиболее приоритетных национальных проблем, а необходимость её решения предъявляет практические требования к психологии и медицине.
Детский дом, как традиционная и наиболее распространённая модель воспитания детей-сирот, признан большинством зарубежных и отечественных исследователей недостаточным, а в некоторых случаях и неадекватным потребностям ребёнка [2].
Публикация «Особенности функционирования опекунских семей» размещена в разделах
На сегодняшний день большинством специалистов признаётся в качестве наиболее успешной модели — модель усыновления и опекунства. В последнее время в России, вслед за многими другими странами, регистрируется рост числа усыновлений, появилось множество патронатных семей (опекун или патронатный воспитатель получает заработную плату от государства). Однако параллельно с этой тенденцией растёт количество отказов от усыновления и увеличивается число приёмных детей, госпитализированных в психиатрические клиники [3].
В связи с этим, особенно актуальными становятся подготовка приёмных родителей и психологическое (психотерапевтическое) сопровождение семей с приёмными детьми.
В настоящее время существует достаточное количество государственных и общественных организаций, которые оказывают подобную помощь и поддержу. Однако основными потребителями их услуг становятся люди, не имеющие родственной связи с приёмным ребёнком. Бабушки и дедушки пользуются подобной поддержкой крайне редко из-за своей низкой социальной компетентности, возраста и отсутствия необходимой для этого информацией. А ведь проблемы, с которыми они сталкиваются, воспитывая собственных внуков, довольно серьёзные и могут оказать пагубное влияние на развитие и социальную адаптацию опекаемых ими детей.
В лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ (рук. — Н. П. Иванова) в течение ряда лет было обследовано более 800 семей опекунов в разных регионах России. По результатам этого исследования было выявлено, что опекунами в подавляющем большинстве становятся бабушки ребёнка (88%, в меньшем (12%) — дедушки. Посторонних граждан среди опекунов не более 2%. Отсюда следует, что опека сложилась как форма устройства ребёнка в семью родственников, которые не хотят оставить его в беде, отдать в интернат. Чаще всего опекун является пенсионером (20% старше 70 лет, 40% от 50 до 60 лет.) [3].
Однако несмотря на высокий уровень мотивации воспитание внуков приводит дедушек и бабушек ко многим сложным эмоциональным проблемам. Принятие на себя прародителями родительской роли искажает их временную перспективу и ставит их перед лицом многих проблем. Невозможность сосредоточиться на решении задач возраста — завершении карьеры, адаптации к статусу пенсионера — создаёт ощущение "движения назад". Прародители-опекуны более подвержены эмоциональным нарушениям, депрессии; они менее удовлетворены своей "родительской" ролью, страдают от социальной изоляции [1].
Важнейшим показателем адаптации детей является принятие ими своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям, прежней семье. И несомненно, что в опекунской семье своих родственников дети знают всё о своих родителях. К сожалению, часто бабушки и дедушки, не выбирая выражений, прямо определяют поведение их дочерей. Опекуны не стараются поддерживать реальные отношения детей с их родителями [2]. Однако в ситуациях, когда это возможно (если родители в трезвом состоянии, положительно настроены на общение с ребёнком и родителями) они должны поощрять посещения и взаимодействия детей и родителей, потому что, несмотря на любовь и заботу бабушек и дедушек, которые они дают своим внукам, это никогда не заменит истинной родительской любви. Даже маленькое словечко от родителей может полностью изменить настроение ребёнка и его поведение.
Помимо непростых внутрисемейных отношений проблемы в школе могут также оказывать своё пагубное влияние на эмоциональное состояние каждого из членов семьи. Здесь важно обратить внимание как на успеваемость, так и поведение. Бабушкам и дедушкам необходимо установить и поддерживать положительные взаимоотношения с классным руководителем, объяснить учителю, что происходит и совместным усилиями пытаться помочь ребёнку решить возможные трудности в учёбе и во взаимоотношениях с одноклассниками. Ещё один важный момент — не афишировать в школе статус ребёнка, в противном случае это может послужить поводом для насмешек и "клише" как со стороны ровесников, так и "нелояльных" учителей [3].
Также очень важно уважать частную жизнь опекаемого внука. Однажды, столкнувшись с проблемой наркомании, трудно удержать себя от гиперопеки, контролируя каждый шаг ребёнка. Но стоить помнить, что рано или поздно дети становятся достаточно взрослыми, чтобы быть способными отвечать за собственную жизнь и здоровье, принимать самостоятельно решения и делать свой выбор. И необходимо научить их это делать. А начинать учить нужно уже с детства, распределяя ответственность в равной степени.
В заключение важно отметить, что воспитывать детей не просто. Чтобы справиться с этим, опекунам нужна грамотная помощь специалистов, консультации и практическая поддержка. Для этого необходимо организовывать различные семинары, группы взаимной поддержки, которые помогали бы им правильно подходить к воспитанию детей — социальных сирот, ведь ребёнок — это пустой сосуд, который наполняется тем, что он видит вокруг себя, а ребёнок — социальная-сирота — это психологически травмированный ребёнок, требующий к себе пристального и чуткого внимания со стороны окружающих его близких ему взрослых людей.
Goodman C.C., Potts M.K., Pasztor E.M. Caregiving grandmothers with vs. without child welfare system involvement : Effects of expressed need, formal services, and informal social support on caregiver burden // Children and Youth Services Review, 29 (2007) 428–441.
Спиваковская А. С. "Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений"// "Лишё нные родительского попечительства: Хрестоматия", М., 1991.
Ослон В. Н. "Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривации развития детей-сирот", Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, М., 2001.