Ульяна Омельченко
Особенности воспитания мальчиков из неполных семей
▼ Скачать + Заказать документы
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье у ребенка происходит овладение социальных ролей необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает в качестве положительного фактора воспитания. Но такую позитивную среду непросто создать, если ребенок воспитывается в неполной семье. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Неполные семьи возникают вследствие развода и распада полной семьи, по инициативе женщин, в результате смерти одного из супругов или при усыновлении ребенка одиноким человеком. В данной работе более подробно будет рассмотрена неполная материнская семья.
Публикация «Особенности воспитания мальчиков из неполных семей» размещена в разделах
Особого внимания к себе требует воспитание мальчиков из неполных материнских семей. Как правило, в материнских семьях ребенку не хватает представления о мужском поведении. В основном мальчику удается увидеть только женский тип поведения, как дома, так и в детском саду. Таким образом, ребенку очень трудно строить свое общение и взаимодействие со сверстниками.
Исследованию проблемы неполной семьи уделяли внимание многие отечественные и зарубежные авторы из области психолого-педагогических наук, в их число входят такие исследователи как (отечественные исследователи) : В. М. Целуйко, И. Ф. Дементьева, С. А. Королева, М. И. Буянов, А. И. Захаров, Г. К. Ушаков, И. С. Кон, В. И. Гарбузов, И. В. Гребенников, Н. Д. Лакосина, Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г. (Зарубежные исследователи) : Валлерштейн Дж. В., Келли Дж., Райс Ф., Фигдор Г.
В связи с этим, научный интерес представляют идеи педагогического сопровождения, которое понимается как целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, его развития, создания особых условий для самореализации во всех сферах деятельности, на всех возрастных этапах обучения и воспитания (Т. В. Чередникова, Е. В. Бондаревская, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, Л. Ю. Субботина, Л. Н. Бережнова, Е. И. Казакова, Л. М. Шипицына, С. А. Расчётина, А. К. Комченко, Н. А. Голиков, Л. Г. Тарита, Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков).
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность особенностей педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, определили выбор темы исследования: «Педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей», целью которой является изучение особенностей общения и взаимодействия мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
Исходя из цели, был определён объект и предмет исследования.
Гипотеза исследования. Особенности общения и взаимодействия мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей могут проявляться в таких качествах личности, как: неуверенность в себе, нерешительность, застенчивость, агрессивность и эгоистические черты характера, которые требуют учета и коррекции со стороны дошкольного образовательного учреждения. Мы предполагаем, что современные педагоги не всегда способны учитывать особенности мальчиков из неполных семей и не всегда готовы оказывать педагогическое сопровождение (поддержку) мальчикам в процессе их пребывания в детском саду.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме педагогического сопровождения мальчиков из неполных материнских семей.
2. Изучить особенности и выявить проблемы общения и взаимодействия мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей.
3. Изучить особенности педагогического сопровождения мальчиков из неполных материнских семей.
4. Разработать проект педагогического сопровождения мальчиков на основе педагогической деятельности.
Воспитание детей в неполной материнской семье обладает рядом особенностей. Из-за отсутствия отца, матери приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ей необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Уход из семьи отца способствует возникновению болезненных переживаний, которые влияют на психологический климат в семье. Так же в его отсутствии мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности.
По мнению И. С. Кона дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость.
Исходя из этого, для определения направлений педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей нами была разработана методика констатирующего эксперимента, целью которого является: выявление особенностей взаимодействия, характера общения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей со сверстниками и их сопровождение в условиях детского сада.
Исходя из цели констатирующего эксперимента, были определены следующие задачи:
1. Выявить мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей;
2. Изучить особенности и выявить проблемы общения и взаимодействия мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей со сверстниками;
3. Изучить особенности педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей;
Определить особенности семейного воспитания мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
Констатирующий эксперимент состоит из четырех серий.
В первой серии констатирующего эксперимента перед нами встала задача выявления мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей. Для реализации этой задачи в детском саду был проведен метод беседы с воспитателями старших и подготовительных к школе групп. Данный метод позволил выявить мальчиков из неполных материнских семей и получить более подробную информацию о самих мальчиках и их семьях.
В итоге, нам удалось выявить, что в настоящее время практически во всех старших группах детского сада есть мальчики из неполных материнских семей. Данные беседы показывают, что как правило, такие мальчики не получают соответствующего общения с отцами, видят их редко и основное время проводят в общении с матерями, бабушками и воспитателями детского сада.
Вторая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение особенностей и выявление проблем общения и взаимодействия мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей.
Для реализации поставленной задачи использовались методы беседы с воспитателями и детьми, социометрия, экспериментальная ситуация и наблюдение за детьми.
Результаты исследования показали, что мальчики из полных и неполных семей любят играть в одни и те же игры. В основном это игры со строительным материалом (постройки дорог, гаражей, оружия и пр., сюжетно-ролевые и режиссерские игры по сюжетам фильмов и мультфильмов (к/ф «Звездные войны», м/ф «Железный человек», «Супермен»).
Но, при этом, большая часть мальчиков из неполных материнских семей предпочитает индивидуальные игры или игры в малых подгруппах по 2-3 человека, так как им сложно выстроить длительные позитивные отношения со сверстниками, что негативно отражается на становлении их самооценки. У большинства мальчиков наблюдалась безынициативность во многих вопросах.
В общении и взаимодействии с другими детьми мальчики из неполных семей проявляют гораздо чаще, чем дети из полных семей, эгоистические и агрессивные черты поведения. Это выражается в том, что мальчики из неполных семей строят общение вокруг себя и своих идей, в играх и совместной деятельности позволяют себе применять жестокие действия (кусаются, дерутся).
Третей серии констатирующего эксперимента была направлена на изучение особенностей педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей в группе дошкольного образовательного учреждения.
Для реализации данной задачи использовался метод наблюдения за педагогами и метод анализа календарных планов.
Результаты показали, что большинство воспитателей не всегда создают комфортные условия для развития мальчиков из неполных материнских семей в группах детского сада. Это выражается в их отношении к мальчикам. Воспитатели не стремятся целенаправленно оказать помощь в затруднительных ситуациях, если это не имеет крайней необходимости, возникающих у мальчиков из неполных семей.
Четвертая серия констатирующего эксперимента позволила определить особенности семейного воспитания мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
Для изучения характера детско-родительских отношений, особенностей личности матери и сына использовался метод анкетирования матерей.
В результате было установлено, что главной отличительной особенностью неполных материнских семей является эпизодическое участие отца в воспитании ребенка. Из этого следует, что многим одиноким матерям в воспитании сына не хватает мужской поддержки, из-за чего они вынуждены обращаться за помощью к своим родителям, а также им не хватает времени, которое бы мамам хотелось провести вместе с детьми.
Проведенная экспериментальная работа позволила спроектировать этапы преобразующего эксперимента, с целью разработки условий педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста, из неполных материнских семей учитывая особенности их поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Исходя из цели, были определены задачи:
1. Определить поэтапно особенности педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
2. Определить содержание работы с мальчиками из неполных материнских семей на каждом этапе.
3. Определить методы и формы работы с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей на каждом этапе работы.
4. Разработать методики итоговой диагностики, позволяющие оценить эффективность реализации проекта.
Реализация проекта состоит из двух основных этапов, которые заключаются в следующем:
1. Консультирование матерей;
2. Коррекционно-развивающая работа по проблемам общения и взаимодействия мальчиков из неполных материнских семей со сверстниками.
Задачи первого этапа педагогического сопровождения включают в себя:
1. Ознакомление матерей с проблемами неполных семей;
2. Раскрытие особенностей воспитания мальчиков из неполных материнских семей;
3. Раскрытие проблем развития мальчиков в неполных материнских семьях и заинтересовать матерей в поиске путей решения этих проблем.
В итоге мы предполагаем повышение компетентности матерей в вопросе воспитания ребенка в неполной семье, и сотрудничество матерей и воспитателей в работе по оказанию помощи мальчикам из неполных материнских семей в общении и взаимодействии со сверстниками.
Задачи второго этапа педагогического сопровождения:
1. Способствовать преодолению таких поведенческих проблем как агрессивность, замкнутость, эгоистические черты характера, заниженная самооценка, неуверенность в себе посредством организации индивидуальных занятий и коррекционных упражнений, направленных на нормализацию взаимоотношений и общения мальчиков со сверстниками;
2. Создать условия для улучшения эмоциональных отношений мальчиков со сверстниками.
На втором этапе были использованы и разработаны игры и упражнения, ситуации развивающего педагогического взаимодействия, направленные на коррекцию нежелательных личностных особенностей.
Таким образом, организация педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, обеспечит наиболее благоприятное пребывание детей в группе ДОУ, поможет мальчикам наладить контакт со сверстниками и поможет сформировать представление о формах мужского поведения.