Папки-передвижки

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями

Виктория Розум
Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями

В свете изменений, которые проходят системе образования, требуются абсолютно новые подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от признания приоритетности знаний, умений и навыков (ЗУН) к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД, обеспечивающих достижение планируемых результатов.

Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия (УУД) способствуют :

• Пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;

• Принятию активной позиции, умении успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;

• Готовности к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

На современном этапе внедрения ФГОС коррекционно-развивающая работа, как часть образовательного процесса, направлена на формирование универсально учебных действий у обучающихся - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. (Децентрация — характеристика мышления, способность индивида видеть различные точки зрения на объект. Другими словами, объект или явление человек рассматривает не только со своей собственной позиции, но и с позиции другого человека. Термин введен в психологию Жаном Пиаже для описания развития детского мышления. Децентрация является результатом преодоления эгоцентризма мышления и окончательно формируется к возрасту 11-12 лет).

В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебными действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования. А также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

На сегодняшний день в системе образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость некоторых учащихся, вследствие чего к окончанию начальной школы проблематично достижение требуемых ФГОС результатов. В каждой подготовительной группе, и в каждом классе начальной школы есть от одного до нескольких учащихся, которые плохо справляются с учебной программой. Такие вопросы решает система коррекционно-развивающей работы. Реализация ФГОС предусматривает коррекционную работу как обязательный раздел в структуре примерных учебных образовательных программ.

Система коррекционной работы по формированию

универсальных учебных действий

Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она требует затрат, и это позволяет рассчитывать на большую отдачу. В своё время эту закономерность прекрасно выразил Ян Амос Коменский в VII главе своей книги «Великая дидактика» : «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте: окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему нежную форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок». На сегодняшний день, в реализации коррекционно-развивающей практики следует учитывать принципы педагогической и психолого-логопедической коррекции.

Принципы и приёмы коррекции

Принципы педагогической коррекции:

Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.

Взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.

Комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с нарушениями умственного и физического развития в обучения и воспитании.

Достижение уровня образовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для обеспечения последующей интеграции и социальной адаптации в обществе.

Дифференциация образовательного процесса детей с недостатками развития.

Индивидуализация коррекционно- педагогического процесса в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии детей.

Характеристика принципов психологической коррекции:

Единство диагностики и коррекции - принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога; эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины диагностической работы.

Нормативность развития - коррекция этому принципу строится как учёт последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

коррекция «сверху вниз»- коррекция по этому принципу носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Коррекция «снизу вверх» - при реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей.

Системность развития психической деятельности - необходимость учёта в коррекционной работе профилактических и развивающих задач, обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.

Деятельностный – принцип, определяющий предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения целей, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей.

Характеристика принципов логопедической коррекции

Системность – изучение речи, её развитие; коррекция нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы.

Комплексность-устранение речевых нарушений должно носить комплексный медико-психолого- педагогический характер.

Принцип развития - выделение задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка

Онтогенетический – учёт в методике коррекционного воздействия последовательности появления форм и функций речи

Учёт этиологии, механизмов, симптоматике и структуры нарушения речи – установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы взамен пострадавшего звена.

Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приёмы коррекции.

Приё мы педагогической коррекции:

приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития;

специальные приёмы организации обучения;

логические приёмы переработки учебной информации;

приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Приё мы психологической коррекции:

доверие к личности ребёнка;

формирование реально осознаваемых /действующих мотивов поведения;

анализ конфликтных ситуаций;

безусловное принятие;

игнорирование;

эмоциональное поглаживание;

ассоциации;

сочувствие;

обратная связь;

моделирование желаемого поведения;

релаксация;

Приё мы логопедической коррекции:

повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;

повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;

изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;

выделение определённого звука из ряда других звуков;

дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;

дифференциация звуков по принципам твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

отхлопывание, отстукивание ритма;

приём удлинения и варьирования слогов;

анализ и синтез слогов и слов;

сопоставление и распространение предложений, рассказов;

употребление и преобразование грамматических форм;

выделение ударных и безударных гласных;

рисование буквы;

конструирование букв;

обводка, штриховка букв;

логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т. д.

Данные приёмы коррекционной работы обеспечивают формирование УУД.

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчет о самостоятельной деятельности детей средней группы с лэпбуком «День Победы» и макетом боевых действийФотоотчет о самостоятельной деятельности детей средней группы с лэпбуком «День Победы» и макетом боевых действий Цель: формировать у детей средней группы представление о великой Отечественной войне. Задачи: - познакомить детей с военной техникой,.

Кинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровьяКинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровья Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом во дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры»Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры» Готовясь к занятиям по математике, часто сталкиваюсь с проблемой, где найти наглядные пособия для сравнения по высоте. И тут пришла идея.

Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей»Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» На просторах интернета можно найти очень много полезного и интересного материала,.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещенииВсероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещении Уже не первый год мы с моей подругой (сестрой по духу и коллегой по совместительству) принимаем участие во Всероссийском педагогическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 23:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Розум в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД