Виктория Розум
Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями
В свете изменений, которые проходят системе образования, требуются абсолютно новые подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от признания приоритетности знаний, умений и навыков (ЗУН) к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД, обеспечивающих достижение планируемых результатов.
Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия (УУД) способствуют :
• Пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;
• Принятию активной позиции, умении успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;
• Готовности к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
На современном этапе внедрения ФГОС коррекционно-развивающая работа, как часть образовательного процесса, направлена на формирование универсально учебных действий у обучающихся - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. (Децентрация — характеристика мышления, способность индивида видеть различные точки зрения на объект. Другими словами, объект или явление человек рассматривает не только со своей собственной позиции, но и с позиции другого человека. Термин введен в психологию Жаном Пиаже для описания развития детского мышления. Децентрация является результатом преодоления эгоцентризма мышления и окончательно формируется к возрасту 11-12 лет).
В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебными действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования. А также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
На сегодняшний день в системе образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость некоторых учащихся, вследствие чего к окончанию начальной школы проблематично достижение требуемых ФГОС результатов. В каждой подготовительной группе, и в каждом классе начальной школы есть от одного до нескольких учащихся, которые плохо справляются с учебной программой. Такие вопросы решает система коррекционно-развивающей работы. Реализация ФГОС предусматривает коррекционную работу как обязательный раздел в структуре примерных учебных образовательных программ.
Система коррекционной работы по формированию
универсальных учебных действий
Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она требует затрат, и это позволяет рассчитывать на большую отдачу. В своё время эту закономерность прекрасно выразил Ян Амос Коменский в VII главе своей книги «Великая дидактика» : «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте: окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему нежную форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок». На сегодняшний день, в реализации коррекционно-развивающей практики следует учитывать принципы педагогической и психолого-логопедической коррекции.
Принципы и приёмы коррекции
Принципы педагогической коррекции:
Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.
Взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.
Комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с нарушениями умственного и физического развития в обучения и воспитании.
Достижение уровня образовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для обеспечения последующей интеграции и социальной адаптации в обществе.
Дифференциация образовательного процесса детей с недостатками развития.
Индивидуализация коррекционно- педагогического процесса в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии детей.
Характеристика принципов психологической коррекции:
Единство диагностики и коррекции - принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога; эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины диагностической работы.
Нормативность развития - коррекция этому принципу строится как учёт последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
коррекция «сверху вниз»- коррекция по этому принципу носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Коррекция «снизу вверх» - при реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей.
Системность развития психической деятельности - необходимость учёта в коррекционной работе профилактических и развивающих задач, обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии.
Деятельностный – принцип, определяющий предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения целей, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей.
Характеристика принципов логопедической коррекции
Системность – изучение речи, её развитие; коррекция нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы.
Комплексность-устранение речевых нарушений должно носить комплексный медико-психолого- педагогический характер.
Принцип развития - выделение задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка
Онтогенетический – учёт в методике коррекционного воздействия последовательности появления форм и функций речи
Учёт этиологии, механизмов, симптоматике и структуры нарушения речи – установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы взамен пострадавшего звена.
Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приёмы коррекции.
Приё мы педагогической коррекции:
приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития;
специальные приёмы организации обучения;
логические приёмы переработки учебной информации;
приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Приё мы психологической коррекции:
доверие к личности ребёнка;
формирование реально осознаваемых /действующих мотивов поведения;
анализ конфликтных ситуаций;
безусловное принятие;
игнорирование;
эмоциональное поглаживание;
ассоциации;
сочувствие;
обратная связь;
моделирование желаемого поведения;
релаксация;
Приё мы логопедической коррекции:
повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;
повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;
изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;
выделение определённого звука из ряда других звуков;
дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;
дифференциация звуков по принципам твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
отхлопывание, отстукивание ритма;
приём удлинения и варьирования слогов;
анализ и синтез слогов и слов;
сопоставление и распространение предложений, рассказов;
употребление и преобразование грамматических форм;
выделение ударных и безударных гласных;
рисование буквы;
конструирование букв;
обводка, штриховка букв;
логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т. д.
Данные приёмы коррекционной работы обеспечивают формирование УУД.