Получи документы

Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Светлана Белокопытова
Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены образовательные области развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Познавательное развитие» предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира – форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Публикация «Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Педагоги и психологи (А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Сенсорные эталоны — термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия, формирования перцептивных действий и обозначающий систему чувственных качеств предметов, которые предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств.

Г. А. Урунтаева считает, что сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В качестве сенсорных эталонов формы выступают пять фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Эталон величины – метрическая система мер, меры веса, а также звуковысотный ряд, система фонем родного языка.

В дошкольном учреждении программой воспитания и обучения четко определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. При ознакомлении с цветами спектра и, особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми, например, получение промежуточных цветов.

В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль играет обучение детей приёмам обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.

Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов, и их изображений в ряды убывающей или нарастающей величины, иными словами – создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит ознакомление детей с более тонкими разновидностями эталонных свойств. Наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине, к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяжённостям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. С формированием эталонов одновременно происходит совершенствование действий восприятия.

При ознакомлении с эталонами нужно не только их показывать и называть, но и обязательно включать действия детей, направленные на подбор одинаковых, сопоставление разных эталонов, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге и приведёт к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.

Одновременно с формированием эталонов нужно учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов– эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

При обучении детей способам обследования предметов проходит несколько этапов: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов–эталонов, а далее – к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т. е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета.

Детям, на начальном этапе очень важно объяснять способы действия : как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а затем направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

В процессе практической деятельности происходит познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени. Практика показывает, что к концу дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета.

Г. А. Урунтаева, выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Полнота и точность образов, совершенство восприятия зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В младшем возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования.

Истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, дети начинают различать величину, форму и цвет предмета. Именно в младшем дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Игры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталоновИгры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталонов Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июня 2022 в 19:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Белокопытова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД