Светлана Белокопытова
Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены образовательные области развития детей дошкольного возраста. В образовательной области «Познавательное развитие» предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира – форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Публикация «Особенности формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагоги и психологи (А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Сенсорные эталоны — термин, предложенный А. В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия, формирования перцептивных действий и обозначающий систему чувственных качеств предметов, которые предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств.
Г. А. Урунтаева считает, что сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребёнок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В качестве сенсорных эталонов формы выступают пять фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Эталон величины – метрическая система мер, меры веса, а также звуковысотный ряд, система фонем родного языка.
В дошкольном учреждении программой воспитания и обучения четко определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами.
Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. При ознакомлении с цветами спектра и, особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми, например, получение промежуточных цветов.
В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль играет обучение детей приёмам обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.
Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов, и их изображений в ряды убывающей или нарастающей величины, иными словами – создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений.
На протяжении всего дошкольного возраста происходит ознакомление детей с более тонкими разновидностями эталонных свойств. Наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине, к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяжённостям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. С формированием эталонов одновременно происходит совершенствование действий восприятия.
При ознакомлении с эталонами нужно не только их показывать и называть, но и обязательно включать действия детей, направленные на подбор одинаковых, сопоставление разных эталонов, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге и приведёт к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.
Одновременно с формированием эталонов нужно учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов– эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
При обучении детей способам обследования предметов проходит несколько этапов: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов–эталонов, а далее – к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т. е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета.
Детям, на начальном этапе очень важно объяснять способы действия : как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а затем направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.
В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.
В процессе практической деятельности происходит познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени. Практика показывает, что к концу дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета.
Г. А. Урунтаева, выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Полнота и точность образов, совершенство восприятия зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В младшем возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования.
Истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, дети начинают различать величину, форму и цвет предмета. Именно в младшем дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов.