Антонина Никишина
Особенности формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения, имеющих как вторичный дефект речевые нарушения, была и остается проблема пространственного восприятия, которая тесно связана с первичным нарушением зрительного анализатора на ранних этапах развития ребенка и непосредственно влияющая на процесс формирования пространственной ориентировки детей.
Публикация «Особенности формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения, письма, конструктивного мышления. Любые нарушения пространственных представлений (восприятия) затрудняют формирование высших психических функций, в том числе и речи, препятствуют ходу нормального развития личности в целом.
Формирование ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет левую, правую руку, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в существенной роли способствует совершенствованию пространственных отношений.
Формирование пространственного восприятия непосредственно связано с таким тождественным понятием как представление.
Представление это процесс, который возникает посредством получения анализа и обобщения полученной информации о данном объекте. Пространственные представления одна из сложных форм представлений, формирующихся у ребенка в процессе познавательного развития, заметим, что согласно работам А. П. Вороновой условные рефлексы на пространственные сигналы вырабатываются значительно медленнее по сравнению с другими условными рефлексам.
Анализ современных программ, методических материалов по организации работы с детьми показал, что обучение детей ориентировки в пространстве в разных возрастных группах является одной из первоочередных задач, решение которой находит свое отражение на непосредственном речевом развитии ребенка.
Для ориентации в пространстве нужно развивать представления ребёнка о реальном пространстве. Практическая ориентировка, которая предполагает знакомство детей с расположением объектов в пространстве по признаку взаимного их размещения. Пространственные отношения позволяют детям овладеть конкретными частями речи, многими наречиями.
Процесс формирования пространственного восприятия процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства воспитателя, который должен создать условия для наиболее эффективного формирования у ребенка пространственных представлений.
Особенности проявления сформированности пространственного восприятия, будут зависеть от следующих проявлений:
- от уровня развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка;
- от целостности восприятия окружающей среды;
- от структуры и времени поражения зрительного анализатора;
- от уровня реализации ведущей деятельности ребенка (предметной, игровой);
- от компетентности воспитателя, учитывающего закономерности развития пространственных представлений в процессе обучения и воспитания.
Для того чтобы правильно выстроить коррекционную работу с детьми с нарушением зрения, необходимо выявить уровень сформированности речи этой категории детей, используя методики обследования речи этих детей.
Успешность обучения ребенка с ОВЗ и его развитие в целом будет определяться структурой зрительного нарушения и уровнем сформированности пространственных представлений (восприятия).
Дети с нарушением зрения испытывают трудности не только зрительно - пространственного восприятия, но и допускают речевые ошибки, которые проявляются как в обозначении, так и в сложности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека, трудности в определении правых и левых частей объектов, предметов.
Для оптимального развития пространственного восприятия у детей с нарушением зрения необходима коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование собственно пространственных представлений и их речевых обозначений.
В этой системе коррекционной работы огромное значение отводилось специально организованным занятиям. Занятия проводились дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. С учетом этого проводилось комплектование групп для коррекционной работы (подгруппы детей с высоким и среднем уровнем сформированности речи и развитием зрительно-пространственного восприятия и подгруппы детей с низким уровнем).
При организации занятий с детьми с ОВЗ, особое внимание обращалось на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал подбирался необходимой величины, окраски и объемности). Планирование дидактических игр и упражнений осуществлялось с учетом закономерностей развития пространственных представлений у детей с учётом возраста.
Ориентировка в схеме собственного тела является базисной, а на основе нее у детей формируются пространственное восприятие, представления и ориентировки в пространстве, на плоскости, происходит овладение пространственными наречиями и предлогами.
Для развития пространственной ориентировки можно использовать следующие игры и упражнения.
«Расскажи, что справа, слева»
«Двигайся по команде», «Посмотри внимательно. Найди вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной)формы»
«Подбери игрушки (предметы)одинаковые (разные) по величине»
«Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем)плане.»
«Иди по плану (карте) пути (ориентировка по карте) .»
«Найди предмет в комнате по отметке на схеме. Скажи, где ты нашел предмет»
«Найди на плане все предметы, которые есть в группе»
«Размести по схеме игрушки на полках в шкафу»
Для развития зрительного восприятия можно использовать игры и упражнения.
«Кто (что) где?»(рассмотреть картинки и рассказать,как расположены предметы относительно заданного с использованием слов выше- ниже, ближе- дальше, справа- слева)
«Зашумленные изображения» (Показать детям контурные изображения предметов, геометрических фигур, которые перечеркнуты линиями в разных направлениях, закрашены, заштрихованы. Предложить их отыскать и назвать.)
«Незаконченные изображения» (Предъявить изображения с какими- либо недорисованными элементами, например, птица без крыла, стол без ножки, машина без колеса и пр. Надо назвать и дорисовать недостающие элементы.)
«Покажи дорожку» (Предложить детям помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному месту.)
«Срисовывание по клеточкам» (Предложить детям внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображена фигура, состоящая из линий и нарисовать точно такую же фигуру по клеточкам).
«Из каких фигур состоит?» (Определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию домика, робота и пр. Сколько квадратов, треугольников, кругов и пр.)
Для развития зрительно – моторной координации можно использовать игры и упражнения.
-Штриховка в разных направлениях (сплошная, пунктирная, волнистая линия. Обведение по трафарету, рисование по опорным точкам. Обведение по контуру.
-Вырезание из бумаги, составление аппликаций.
-Шнуровки.
-Выкладывание контура предметов и букв из природного материала.
-Подготовка руки к письму (учить детей проводить линии в разных направлениях)
-Раскрашивание и рисование разнообразными материалами.
-Пальчиковые игры на развитие координации движений.
Важно отметить, что работа по формированию пространственного восприятия и совершенствованию пространственных представлений и ориентиров, а также словесному обозначению пространственных характеристик положения предметов друг относительно друга необходимо проводить комплексно и целенаправленно всеми специалистами, работающими с детьми, имеющими нарушения.
Рассмотрев факторы, влияющие на развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ, можно сказать, что ранняя диагностика зрительного нарушения, всех анализаторных систем, затем планомерная работа по включению сохранных анализаторных систем в процессы восприятия, по выработке рефлексивности восприятия, по систематическому накоплению и закреплению словесных обозначений свойств воспринимаемого пространства и использованию полученных представлений во всех видах деятельности ребенка создают условия для эффективной компенсации развития пространственных представлений у ребенка с нарушением зрения и выхода его на уровень нормального речевого развития.