Людмила Дядина
Особенности формирования познавательной активности у старших дошкольников в рамках организации проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в рамках организации проектной деятельности
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Формируются не только такие свойства психики, которые определяют общий характер поведения, отношения к окружающему, а и те, что проектируются на будущее и проявляются в психических новообразованиях, которые достигаются к концу возрастного периода. Мировая психолого-педагогическая наука и передовая практика убедительно свидетельствуют: очень дорого обходится пренебрежение возможностями именно дошкольного детства расширять и углублять способность к образному познанию, т. е. обогащать и максимально раскрывать те ценные качества, к которым детская природа наиболее благоприятна [8].
Публикация «Особенности формирования познавательной активности у старших дошкольников в рамках организации проектной деятельности» размещена в разделах
Умственное воспитание ребёнка, как справедливо подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик, ведь об умственном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию [19]. Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объектов мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей – восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти [25]. Ведь именно для формирования этих процессов, старший дошкольный возраст создаёт оптимальные возможности и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности. И действительно, познавательные процессы, которые развиваются у ребёнка, проявляются в деятельности.
Познавательная активность и возникает, и всегда осуществляется на основе мышления, а так же включает в себя обязательно внимание, память, воображение и другие психические процессы. Наконец, в познавательной деятельности всегда выражено отношение человека к окружающему миру, который познаётся [24].
В связи с этим, важно понять, на каком грунте зарождается познавательная деятельность, из чего берёт истоки. Состояние готовности к познанию выявляется в познавательной активности, которая определяет содержание и характеризует мотивацию познавательной деятельности. Это и является формой проявления познавательной активности ребёнка.
Исходя из выше сказанного, мы видим, что преобразования познавательной сферы, происходящие в старшем дошкольном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системы дошкольного образования, процесс этот, протекает стихийно. У многих детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточная сформированность памяти, внимания и других психических процессов, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действий в стандартных условиях. Учитывая всё это, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача [40].
В реальной действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему [4]. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности.
Познавательная деятельность предусматривает как способ решения заданий целенаправленность восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. От уровня такой целенаправленности в большей степени зависит продуктивность познавательной деятельности, что уже у пятилетних дошкольников имеет свои специфические черты. Это период взлёта познавательной активности (переход от интереса к любознательности, который не происходит сам собою, а только при определённых условиях жизнеобеспечения ребёнка [25].
Рассмотрим более подробно влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности.
Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому, для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил общественный сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств. В работах А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Л. А. Венгер и других авторов сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов детей: ощущений, восприятия, представлений [8].
Дошкольники не просто усваивают предложенные взрослыми знания – они вносят в этот процесс свой собственный опыт, который взаимодействует с новой информацией, а вот так рождаются новые догадки, предположения – новые знания. Это бесценный материал для активной мыслительной деятельности, которая и может вывести ребёнка на путь осмысленных суждений, размышлений.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление всё шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода «экспериментам» для выяснения заинтересовавших их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы [17]. Поэтому, мы должны знать, что у детей каждый акт мышления что-то осветляет и одновременно открывает новые контуры мало известных аспектов действительности. Отсюда возникают новые загадки, предположения, вопросы – и снова поиск истинных знаний. В этом и заключается сенс саморазвития процесса мышления, основная закономерность его становления в дошкольном возрасте.
Но, к сожалению, педагоги, часто игнорируют способность детского мышления к самодвижению и саморазвитию. Процесс мышления они рассматривают как движение от незнания к знанию, от непонятного к понятному, выразительному. Но это только один бок полноценного мыслительного процесса. Другой бок – противоположный процесс движения мысли: от понятного, чёткого к непонятному, неопределённому. В этом сенсе неясные, нечёткие знания следует рассматривать не как недостаток, а как органическое продолжение чётких знаний, как важный аспект в процессе их формирования[35].
Г. Костюк подчёркивал важную роль в развитии у ребёнка возможности понимать то, что он воспринимает: чтобы охватить целое, раскрыть в нём определённые признаки, черты, свойства, нужно выйти за рамки непосредственного созерцания[27].
Внимание играет важную роль во всей психической деятельности ребёнка. Если ребёнок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть несколько часов подряд. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребёнок. Он же будет томиться, отвлекаться, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится [27].
А ведь степенью развития внимания, его стойкостью, произвольно определяется успешность результатов занятий и разных видов деятельности детей. Выясняя значение внимания в обучении, К. Д. Ушинский образно говорил, что оно представляет собой «те единственные двери», через которые проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира [28].
Известно, что дети запоминают много и легко. То, что привлекает, вызывает интерес, имеет определённую ценность для ребёнка, запоминается наилучше. Работа над реализацией задачи в отношении развития интереса, познавательной активности ребёнка, необходимо одновременно создавать условия для обогащения непроизвольной памяти ребёнка. Важным механизмом тут является переживание радости «открытия», познание нового, удивление, удовлетворение, увлечение. Они подкрепляют интерес к объекту познания, к деятельности и повышают продуктивность непроизвольного запоминания.
Память не бывает изолированной от психической деятельности в целом. Поэтому и развитие её обеспечивается активным участием ребёнка в разных видах специфически детской деятельности, ведь каждая из них не возможна без участия памяти [28].
С точки зрения ведущих психологов, все психические процессы представляют собой особые формы предметных действий. В каждом таком действии есть две части: ориентированная и исполнительная. Как неоднократно подчёркивали А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Г. С. Костюк психическое развитие является процессом отделения ориентированной части действия от самого действия и постоянное обогащение ориентированной части. Качественная характеристика результативности действия зависит от того, как организована ориентация ребёнка. Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ориентированной деятельности. Способом ориентированных действий ребёнка стают усвоенные им различные эталоны. Мимо процессов усвоения эталонов развитие невозможно (Л. С. Выготский)[33].
Таким образом, каждая из характеристик познавательной активности старших дошкольников, опираясь на их физиологические особенности, показывает необходимость психологического развития ребёнка, т. е. развития его психических процессов, т. к. познавательная активность и возникает и осуществляется на их основе.