Елена Козлянская
Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии
Большинство исследователей детский психологии сходятся во мнении, что категория «мышление» - психический процесс, благодаря которому индивид отображает существенные признаки и связи предметов, предвидит будущее и действует планомерно и целенаправленно. Безусловно, что данные признаки присутствуют и в процессе формирования детского мышления, но он имеет свои специфические особенности. Так, у дошкольника, мышление формируется под воздействием. В первую очередь, благодаря совокупному влиянию и усвоению наглядно - действенных образов. Ему через понятные образы легче отождествлять себя с окружающим миром и происходящими в нем явлениями, вычленять наиболее яркие для понимания эпизоды, своеобразные отрывочные, но важные для него знания о мире.
Публикация «Особенности формирования образного мышления у дошкольников с помощью средств сказкотерапии» размещена в разделах
Как известно, мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт. Именно отсутствие достаточного опыта в силу возрастных особенностей младших дошкольников, детерминирует активность других, альтернативных каналов восприятия и переработки потока информации в его сознании. Такими источниками является наглядно-действенное мышление, оно позволяет младшему дошкольнику овладевать новыми знаниями, расширять их фонд, благодаря этому, ему становится доступно и другая форма развития мышления, наглядно – образное. Наглядно - образное мышление – это особый вид мышления, протекающее на основе преобразования образов восприятия в образы – представления для дальнейшего изменения, преобразования предметного содержания представлений, наделенных индивидуальными качествами личности младшего дошкольника. Важно, чтобы сформированные представления были реальными, правильными, такими, какими они существуют в реальном мире. Однако это вовсе не означает, что представления ребенка о мире не включают в себя: вымысел, мечту, фантазию, юмор. Напротив, в процессе преобразования в своем сознании вымышленных образов, событий, действий, он развивается в гармоничном единстве со своими духовными потребностями. Одной из главных таких потребностей младшего дошкольника, без сомнения, является игра. Игра не существует сама по себе, она является неотъемлемой частью жизнедеятельности младшего дошкольника. Наилучшим образом, игра входит в жизнь ребенка в сказочных образах и формах. Для него волшебные превращения, метаморфозы сказочных персонажей и др., являются естественным продолжением жизни героев, мотивируя интерес к познанию сказочного мира, к перевоплощению, к творческой активности. Наглядно – образное мышления облегчает младшему дошкольнику определение существенные связи и отношения объектов, представить их в целостной, стройной композиции. Чтобы достичь этого, ему приходится вырабатывать умения формировать представления в виде определенных операционных действиях, их эталонах, являющихся средствами оперирования образом, позволяющие ему понимать и скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов. Вымышленные представления позволяют младшему дошкольнику условно добирать «недостающий багаж» жизненного опыта, легче адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды. Чем шире по масштабам и содержанию представления младшего дошкольника об окружающем мире, тем больше у него материала для анализа и обобщения. Следовательно, накопление объема сказочных образов в сознании младшего дошкольника, является важнейшей предпосылкой для развития его образного мышления и личностного роста, соответствующих ожиданиям родителей и педагогов ДОУ.
Использования потенциала сказок для развития образного мышления детей, начинается с младенческого периода. В процессе их взросления сказка все больше присутствует в жизни дошкольников, она трансформируется, усложняется, так как должна нести в своем содержании развивающий его психолого-педагогическую направленность. Это означает, что «сказка растет» вместе с ребенком, иначе она не будет ему интересна. По нашему мнению содержание и форма сказки должна быть максимальным образом ориентировано на психовозрастные особенности младших дошкольников и создавать необходимый задел «опережающие зоны» для оптимального личностного роста воспитанников. Развитие образного мышления младших дошкольников средствами сказкотерапии позволяет им наилучшим образом переводить преобразование наглядных условий мыслительных действий на «язык» семантических признаков и значений. В таком процессе значение объектов выступает не только в форме разрозненных преобразовательных единиц предметного содержания, но и используется для дальнейшего обобщения, установления связей, выявлений причин событий и явлений. Развитое образное мышление позволяет младшим дошкольникам моделировать комфортную для них сказочную среду путем достаточно сложных комбинаций мыслительных операций, что развивает их творчество и преобразует познавательную деятельность, в желаемые ими, игровые формы. Сказкотерапия позволяет снимать психологическое напряжение дошкольников и служит первичной основой для формирования моделей проблемных вопросов на фоне их положительных эмоциональных переживаний. Определенным образом сказки развивают творческие стороны личности младших дошкольников, безусловно, и их образное мышление. Положительный образ, сформированный в сознании младших дошкольников, играет важнейшую воспитательную роль в мотивации их поступков и поведении. Они стараются перенести закрепленные знания через сказку в реальную жизнь, «примерить их модель», усовершенствовать, в их понимании, по подобию сказочного и существующий мир, испытывают от этого процесса наслаждение, тягу к созидательной деятельности. Формирование образного мышления средствами сказки позволяет дошкольникам постепенно переходить и к более высокому уровню обобщенного отражения средствами визуального мышления. Сказка выступает не только средством или ключом к творческой деятельности младшего дошкольника, но и является, прежде всего, для него главным смыслом жизнедеятельности, широким окном к познанию мира и себя. Первичные представления, полученные дошкольниками об окружающем мире и ставшие их опытным материалом, транслируются ими в творческую деятельность благодаря системе сформированных смысловых образов, наполненных личностно важными переживаниями. Анализ практики показывает, что совершенствование форм и видов творческой деятельности дошкольников в образовательном процессе ДОУ и семейной педагогике, благоприятным образом сказывается на динамике формирования их образного, логического и чувственного типов мышления. В качестве связующего элемента между процессом развития познавательно - интеллектуальной, физической и психологической сферы развития младших дошкольников выступает игровая деятельность с включением в нее элементов вымысла и волшебства в сказочных проявлениях. Мы полагаем, что для повышения качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ целесообразно в большей степени использовать интегративный принцип в воспитании младших дошкольников. Включение в моделирование сказочных мероприятий и детских праздников ярких элементов музыкальной, танцевальной и изобразительной деятельности дошкольников, позволит не только разнообразить их творческую деятельность, но и будет способствовать укреплению дидактического потенциала сказкотерапии в интересах личностного развития каждого дошкольника и детского коллектива.
Особенностями формирования образного мышления воспитанников младшей возрастной группы является их высокая степень зависимости от комбинаций педагогических воздействий и взаимодействий педагогов ДОУ и семейной педагогике, уровня педагогического мастерства воспитателей, дидактических, материально-технических и социальных образовательных условий, созданных для их личностного роста, индивидуальных особенностей и склонностей детской группы и каждого воспитанника. Кроме того, другой яркой чертой, характеризующей особенности формирования образного мышления младших дошкольников, является их чрезвычайно высокая степень восприимчивости к новым игровым видам образовательной деятельности и слабая концентрация внимания на осознанных видах творческих проявлений и поведении. Именно поэтому, внедрение в дошкольный воспитательный процесс сказкотерапии позволяет успешно снимать объективные противоречия между требованиями к уровню сформированности образовательных знаний и умений в младших группах ДОУ и совокупностью их психологических, интеллектуальных и физических затрат для достижения необходимых данному возрасту образовательных показателей