Пархоменко Надежда
Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение речи, в том числе, правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления им социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей. Хорошо развитая речь необходима ребёнку для успешного овладения программой детского сада, а в последующем - школы. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать окружающий мир. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Малыш с хорошо развитой речью легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребёнка и другие стороны речи и личности в целом.
Публикация «Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного и голосового аппаратов, речевого дыхания, поскольку именно на этой основе происходит формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции. Также огромное значение имеет развитие восприятия речи, достаточно развитый фонетический и фонематический слух.
В чем особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками? Рассмотрим их.
К концу первого года жизни у ребёнка появляются слова. Затем, на 2-м году жизни, гласные звуки отделяются от согласных. После этого ребёнок учится различать и произносить сонорные и шумные согласные звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие и т. д. Пока малыш усваивает произношение того или иного звука, он произносит этот звук неустойчиво, часто через переходный звук. При переходе к правильному произношению ребёнок пользуется новым звуком в нужных и ненужных случаях. И лишь затем произношение звука приходит в норму.
Необходимо помнить, что речь формируется под контролем слуха. Умение произносить звуки и слова развивается постепенно с образованием связей между ощущениями от движений мышц речевого аппарата и слуховыми ощущениями от звуков, которые ребёнок произносит. К этим связям присоединяются и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Немаловажную роль играет и наличие речевой подражательности.
Наличие дефектов произношения звуков у детей в возрасте 5-ти лет является сигналом того, что родители должны обратиться за помощью к учителю-логопеду. Именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за речью детей, чтобы вовремя предупредить недостатки звукопроизношения.
Важно помнить, что несовершенства произношения звуков родного языка закрепляются из-за неправильной речи окружающих, неблагоприятной обстановки, в которой живёт ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь). М. Е. Хватцев одной из причин недостатков звукопроизношения у детей называл «недостаточный учёт взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи» (не показывается артикуляция, не вызывается интерес к правильному произношению).
Однако необходимо знать, что непосильная речевая нагрузка ведёт к переутомлению, из-за чего недостатки звукопроизношения могут закрепиться. Поэтому, с одной стороны, важно системно и регулярно уделять внимание предупреждению речевых нарушений, с другой стороны, нельзя допустить переутомления детей при формировании у них правильного звукопроизношения.
Таким образом, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка, именно в дошкольном возрасте можно и нужно воспитывать у детей навыки правильного произношения, предупреждать появление дефектно произносимых звуков и нарушений других сторон речи.