МААМ-картинки

Особенности формирования «информационной культуры» младших школьников

Алла Богданова
Особенности формирования «информационной культуры» младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности формирования «информационной культуры» младших школьников

Компоненты информационной культуры.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Публикация «Особенности формирования „информационной культуры“ младших школьников» размещена в разделах

Применение информационных технологий вызывает необходимость в формировании у учащихся умений и навыков поиска информации, ее анализа, распространения и представления, а также способности вырабатывать обоснованные мнения, позволяющие предсказывать, планировать и контролировать события и процессы с наибольшей быстротой и наиболее эффективным образом.

В связи с тем, что в последние годы акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке - формированию основ информационной культуры, то данный процесс необходимо начинать уже на более ранних ступенях обучения. Это инициирует пересмотр существующих методов, форм и содержания обучения, а также предполагает необходимость изменения методики преподавания базовых предметов начальной школы.

Одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих, формированию информационной культуры у младших школьников состоит в применении ИКТ в учебном процессе. Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих возрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности.

Принимая во внимание, что обучение в начальной школе должно проходить в условиях здравооберегающей среды, что накладывает ограничения на использование компьютеров в учебном процессе, возникает необходимость поиска путей формирования информационной культуры младших школьников не только на занятиях информатикой, но и в процессе изучения других предметов начальной школы.

Младший школьный возраст это особый период в развитии ребёнка. Поступление в школу представляет собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность.

На её основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности : рефлексия, анализ, мысленное планирование, которые являются центральными новообразованиями младшего школьного возраста. В этом возрасте у детей происходит становление потребности и мотивов учения. Младший школьный возраст – это возраст вхождения в учебную деятельность, овладение её структурными элементами.

Специалисты утверждают, что в этом возрасте ребёнок овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности в дальнейшем, на последующих этапах обучения.

Ведущими способами педагогической деятельности учителя начальных классов по формированию информационной культуры должны являться :

- организация компьютерного моделирования младшими школьниками;

- организация игрового моделирования ситуаций;

- организация проектной деятельности школьников.

Среди форм организации учебного процесса могут быть:

- учебное сотрудничество;

- работа в малых группах; работа в проектных группах;

- виртуальное учебное взаимодействие;

- самостоятельная работа младших школьников с различными источниками информации.

Эффективность формирования информационной культуры у младших школьников в учебном процессе обеспечивается личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами.

В условиях информатизации общества одним из важнейших инструментов формирования информационной культуры младших становятся информационные технологии. Освоение новых информационных технологий позволяет эффективно использовать источники информации для сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; применять средства новых информационных технологий для автоматизации расчетов, визуализации изучаемых явлений и процессов, моделирования, измерения и управления внешними объектами

Потенциал учащихся и рассмотрение особенностей формирования структурных компонентов информационной культуры младших школьников позволит педагогам эффективно подбирать педагогические средства и методы, способствующие созданию оптимальных условий для творческой самореализации детей начальных классов и формированию у них высокого уровня информационной культуры

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования «информационной культуры» младших школьников
Опубликовано: 15 мая 2023 в 13:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования «информационной культуры» младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Алла Богданова (УИ 1962363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД