Наталья Вишневская
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Четкая детская речь является одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, потому что именно на основе устной речи формируется письменная. Дети, которые отстают в развитии фонематических процессов, вероятнее всего в школе будут испытывать трудности с овладением чтением и письмом, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому наиболее актуальной задачей является развитие детской речи, которое включает в себя умение четко произносить звуки, уметь различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно составлять предложения и уметь грамотно выразить свои мысли.
Наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в освоении программы общеобразовательной школы. Его преодоление достигается за счет целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Поэтому работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте.
Теория и практика логопедической работы показывает, что важнейшим условием полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря которым ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи.
Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят :
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
Фонематический анализ – мысленный процесс выделения отдельных фонем.
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.
Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Признаками нарушения фонематических процессов являются :
-нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
-нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
-нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие :
-обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи;
-формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;
-развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Признаком фонематического недоразвития является несформированность процесса звукопроизношения, который отличается тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Фонематическое недоразвитие характеризуется:
- некоторые звуки могут заменяться простыми по артикуляции (звонкие звуки могут заменяться глухими, некоторые дети заменяют все шипящие и свистящие звуки более простыми взрывными);
- не сформирован процесс дифференцирования звуков (вместо нескольких близких по артикуляции звуков произносят средний, неотчетливый звук, например, вместо [ш] и [с] – [ш’]);
- ребенок может правильно произносить некоторые звуки, но в речи он ими не пользуется или заменяет.
Указанные выше особенности могут проявляться наряду с искаженным произношением звуков, т. е. звук ребенок может искажать, но одновременно смешивать с другими звуками или опускать. Такие характерные отклонения указывают на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. У детей могут возникать трудности при выполнении следующих заданий по различению звуков:
- повторение слов, слогов с парными звуками;
- при подборе слов на определенный звук;
- при выделении звука, с которого начинается слово и т. д. ;
- затруднения при непосредственном анализе звукового состава.
Помимо перечисленных выше особенностей могут наблюдаться смазанная речь, сжатая артикуляция, ограниченный словарь, а также задержка в становлении грамматического строя речи. Для таких детей характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал, по сравнению с нормально говорящими детьми, также выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью, с большим количеством ошибок.
Недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи указывают на недостаточно развитый фонематический слух и фонематическое восприятие, что является причиной нарушений звукопроизношения. Дети могут заменять одни звуки другими, могут отдельно произносить звуки правильно, а в речи употреблять их неверно. Также у них наблюдается несформированность процесса дифференциации отдельных звуков и нестойкость употребления звуков в речи. Они сравнительно хуже запоминают речевой материал, чем нормально говорящие дети, делают большое количество ошибок, связанных с активной речевой деятельностью.
Следовательно, коррекционную работу для преодоления фонетико-фонематического недоразвития необходимо проводить до поступления ребенка в школу. Ребенок самостоятельно не сможет научиться дифференцировать и воспринимать фонемы, проводить звуковой и слоговой анализ слов, что приведет к появлению многочисленных ошибок при овладении письменной речью, т. е. приведет к дислексии и дисграфии.
1. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей : справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб. : Детство - пресс, 2012.
2. Волкова Г. А. Энциклопедический словарь логопеда. – Спб. Детство – Пресс, 2014г. - 256с.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. : Владос, 2014. – с. 112-129.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения (старшая группа) –. М: Альфа, 2013. – 367с.