Любовь Григорьевна Филипских
Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
РАБОТЫ В ДОУ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Воспитатель: Филипских Л. Г.
г. Приморско-Ахтарск
2019г
Цель:
• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
Публикация «Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Условия успешного речевого развития.
1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие технологии (физ. минутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования- опорные картинки - это различные схемы, мнемотаблицы, карточки - символы, реальные предметы и т. д. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при протекании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи; преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); развитие мелкой моторики рук;
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехника может быть использована в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы: Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа. Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей. Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
Т. А. Ткаченко - процесс формирования и развития связной речи используется с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов: воспроизведение рассказа, составление рассказа по следам продемонстированного действия, пересказ текста с использованием магнитной доски, пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин, пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину, составление рассказа по одной сюжетной картине.
Методика коллаж Т. В. Большева - лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются, накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, гео-метрические фигуры, цифры. Данное пособие используется на всех видах занятий. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется сло-варный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры. между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Виды коллажей: развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки; обучающий - способствует по-лучению и закреплению информации о предмете коллажа.
Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1 строка тема - называется одним словом (существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет.
2 строка - это описание темы - в двух словах, (прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.
3 строка – это действия - в трёх словах (глагол или деепричастие) описывающее характерные действия объекта.
4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту
5 строка - это одно слово - характеризующее суть предмета или объекта, которое выражает настроение.
Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, это игровой прием. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу, помогает развить речь и мышление. Когда же начинать знакомство с этим приёмом?
В старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим пример составления синквейна.
Отгадайте, кто к нам пришел в гости?
Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
1 этап – подготовительный
На этом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.
Предъявляется модель - предмет.
2 этап “слово-признак”, предъявляется модель прилагательное актуализируется адъективная лексика. Предъявляется модель признак предмета Ежик какой? Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
3 этап Слово - действие, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика. Ежик что делает? Фыркает, спит, сворачивается, ловит. Предъявляется модель-действие предмета.
Практическая часть
Назовите формы речи,
Какие умения развиваются в диалоге.
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи.
Назовите структуру повествования
Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
Рассказ сюжет, которого развертывается во времени.
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
Ведущий прием для активизации речи и мышления,
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Задание: Переведите пословицы на русский язык
Назовите полностью пословицу по двум словам.
Задание: объясни выражения.