Получи документы

Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников

Любовь Григорьевна Филипских
Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»

ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ

РАБОТЫ В ДОУ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель: Филипских Л. Г.

г. Приморско-Ахтарск

2019г

Цель:

• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Публикация «Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников» размещена в разделах

• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Условия успешного речевого развития.

1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Владение педагогом правильной литературной речью.

3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества.

Современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие технологии (физ. минутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования- опорные картинки - это различные схемы, мнемотаблицы, карточки - символы, реальные предметы и т. д. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при протекании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника - (греч.)«искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи; преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); развитие мелкой моторики рук;

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехника может быть использована в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы: Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа. Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей. Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.

Т. А. Ткаченко - процесс формирования и развития связной речи используется с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов: воспроизведение рассказа, составление рассказа по следам продемонстированного действия, пересказ текста с использованием магнитной доски, пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин, пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину, составление рассказа по одной сюжетной картине.

Методика коллаж Т. В. Большева - лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются, накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, гео-метрические фигуры, цифры. Данное пособие используется на всех видах занятий. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется сло-варный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры. между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Виды коллажей: развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки; обучающий - способствует по-лучению и закреплению информации о предмете коллажа.

Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:

1 строка тема - называется одним словом (существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет.

2 строка - это описание темы - в двух словах, (прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.

3 строка – это действия - в трёх словах (глагол или деепричастие) описывающее характерные действия объекта.

4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту

5 строка - это одно слово - характеризующее суть предмета или объекта, которое выражает настроение.

Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, это игровой прием. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу, помогает развить речь и мышление. Когда же начинать знакомство с этим приёмом?

В старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим пример составления синквейна.

Отгадайте, кто к нам пришел в гости?

Ночью ходит, днем он спит,

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

Предъявляется модель - предмет.

2 этап “слово-признак”, предъявляется модель прилагательное актуализируется адъективная лексика. Предъявляется модель признак предмета Ежик какой? Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

3 этап Слово - действие, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика. Ежик что делает? Фыркает, спит, сворачивается, ловит. Предъявляется модель-действие предмета.

Практическая часть

Назовите формы речи,

Какие умения развиваются в диалоге.

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи.

Назовите структуру повествования

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени.

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

Ведущий прием для активизации речи и мышления,

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Назовите полностью пословицу по двум словам.

Задание: объясни выражения.

Публикации по теме:

Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска» На сегодняшний день мы столкнулись с дефицитом знаний в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска».

Использование активных форм работы с родителями по речевому развитию средствами театрализованной деятельности «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности. Активные формы работы с родителями» «Духовная жизнь ребенка полна лишь.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Конспект ОД по речевому развитию «Транспорт» с включением методов и приемов ТРИЗ в старшей группе Конспект ОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Транспорт» С включением методов и приемов ТРИЗ. Старшая группа. Подготовила:.

Обобщение опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников при составлении описательных рассказов по картинам ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста при составлении описательных рассказов по картинам Воспитатель:.

Особенности взаимодействия ДОУ с родителями по речевому развитию детей (старшая группа) Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

План конспект открытого урока в ДМШ «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» План конспект открытого урока «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» по хору «Свирелька» преподавателя МБУ.

Сборник игр по речевому развитию для старших дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учре-ждение города Нижневартовска детский сад № 45 «Искорка» СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ.

Консультация «Эстетическое воспитание старших дошкольников как феномен. Сущность и особенности» (На примере музыкального воспитания) Воспитание детей дошкольников в современных условиях регламентируется рядом важных документов. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 23:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности форм и методов работы по речевому развитию старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьевна Филипских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД