Нина Митрофанова
Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность – средство полноценного развития и подготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы. Движение привлекло к себе внимание ученых всевозможных направлений, его изучали физики (И. Ньютон, А. Эйнштейн, биологи (Ч. Дарвин, И. Мечников, ученые физиологи (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Л. А. Орбели, специалисты по психологи (Б. М. Теплов, А. Р. Лурия) и др.
Публикация «Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Движение человека занимает особое место в исследованиях ученых
специалистов по физической культуре и спорту (Н. Г. Озолина,
В. М. Дьячкова, А. Д. Новикова, Л. П. Матвеева) и др.
Прирожденное влечение к движению подарила ребенку природа,
снабдив довольно ценным ощущением – чувством «мышечной радости»,
которое он испытывает, двигаясь. Высокая подвижность дошкольника – «его
естественная стихия» считал Е. А. Аркин.
Основная, генетически обусловленная биологическая потребность
человеческого организма – это двигательная активность.
Двигательные функции неразделимо связаны с жизненно
необходимыми системами организма: кровообращение, дыхание, начиная с
внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. Таким образом,
совершенствование движений развивает не только лишь двигательные
возможности человека, но и в тоже время расширяет запасные способности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развивает их регуляторные
аппараты. Сотрудниками лаборатории российского физиолога И. А. Аршавского зафиксирована прямая зависимость формирования деятельности сердечно-сосудистой системы от активности скелетной мускулатуры. Подобная взаимосвязь выявлена еще и во взаимодействии системы с мышечной деятельностью. Так же положительное воздействие оказывает рациональная двигательная активность на нервную систему и психическое развитие дошкольника, увеличивает иммунитет и биологические свойства организма, его устойчивость к инфекции.
Понятие «двигательная активность» включает в себя необходимую сумму движений, производимых человеком в процессе его жизнедеятельности. В дошкольном возрасте двигательная активность
условно делится на 3 составные части:
- динамичность в процессе физического воспитания;
- физическая активность, которая осуществляется во время обучения,
общественно полезной и трудовой деятельности;
- внезапная физическая активность в свободное время.
Эти составляющие неразрывно связаны меж собой.
Исследование психолого-педагогической литературы показало, что
двигательная активность определяется как :
- важное проявление жизни, естественное влечение к физическому и
психическому развитию (Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева);
- основная база персонального развития и жизнеобеспечения организма
ребенка, которая подчиняется главному закону здоровья: приобретаем,
расходуя (И. А. Аршавский);
- кинетический (двигательный) момент, определяющий развитие
организма и нервной системы вместе с генетическим и сенсорным факторами
(Н. А. Бернштейн, Г. Шеперд); - удовлетворенность в личных побуждениях ребенка, внутренней
необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю. Ф. Змановский и
др.).
Такие авторы как, М. А. Рунова, Т. В. Хабарова, Э. Я. Степаненкова
выделяют три уровня двигательной активности :
- Высокий уровень двигательной активности. Для детей старшего
дошкольного возраста свойственна высокая подвижность, высокий уровень
развития основных видов движений, довольно богатый двигательный опыт,
который позволяет обогатить свою самостоятельную деятельность.
Определенные дети этой группы выделяются повышенной психомоторной
возбудимостью, гиперактивностью.
- Средний уровень двигательной активности. Дети имеют средние и
высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень
развития двигательных качеств, для них свойственно многообразие
самостоятельной двигательной деятельности.
- Низкий уровень двигательной активности - это малоподвижные дети, у
которых прослеживается отставание показателей развития основных видов
движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая
пассивность, застенчивость, обидчивость, у них ни как не проявляются
какие-либо закономерные изменения в реакциях сердечно-сосудистой
системы на физическую нагрузку.
Рассмотрим факторы, характеризующие двигательную активность
дошкольников.
На сегодняшний день человек все меньше использует в повседневной и
трудовой деятельности свои двигательные возможности и способности. За
столетие процент мышечных усилий в энергетическом балансе человечества
сократился с 94% до 1% в настоящее время. Под влияние гипокинезии
попадают и дети в возрасте до семи лет. На дошкольников влияет еще и
интенсивность образовательного процесса в дошкольном учреждении,
сложившийся уклад семейной жизни и другие факторы. Устранение проблемы рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях
становится первоочередным гигиеническо-медицинским и одновременно
социально-экономическим вопросом. Определенно весомое место данное
положение занимает в воспитании старших дошкольников. Наряду с
увеличением умственной нагрузки в режиме дня детей старшего
дошкольного возраста, неотъемлемым условием после напряженной
умственной нагрузки на занятиях определенно считается рационально
организованная двигательная активность. Изменения двигательной
активности в каждом возрастном периоде обусловливается множественными
социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими
факторами. Кроме этого, подвижность детей индивидуальна и различна,
значительное влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.
Необходимость организма в физической активности индивидуальна и
зависит от многих факторов: социальных, физических, экономических,
культурных. Обуславливается уровень двигательной активности
наследственными и генетическими признаками:
Минимальный – поддерживает нормальное состояние организма.
Оптимальный – более высокий уровень, предоставляет больше
возможностей для жизнедеятельности организма.
Максимальный – отделяет чрезмерные нагрузки, приводящие к
переутомлению и снижению работоспособности.
Естественную биологическую необходимость в движениях подавляют
социальные факторы, инициируя состояние моторного голодания, вредного
для организма. На этапе роста и созревания детского организма пагубное
влияние недостатка двигательной активности особенно проявляется ярко.
Последствия недостаточной двигательной активности у детей дошкольного
возраста имеют длительный латентный характер и проявиться только в
зрелом возрасте, оказывая отрицательное воздействие на работоспособность
и состояние здоровья взрослого, что может быть незамечено ни родителями,
ни педагогами, ни тем более самим ребенком. Продолжающийся недостаток двигательной активности может постепенно вызвать серьезные отклонения в
жизнедеятельности организма.
Двигательную активность детей отличают показатели ее
продолжительности. A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в
детском саду 8 часов, на двигательной активности падает лишь 27,5%
времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же
соответственно 2 часов 15 минут против 5 часов 45 минут.
Не менее важную значимость в оценке двигательной активности детей
имеет показатель ее интенсивности. По сведениям В. Г. Фролова,
дошкольники пятилетнего возраста на занятиях по физической культуре
выполняют 67 движений в минуту, в 6 лет - 70,4, в 7 лет - 73,2 движений. На
прогулке производимых ребенком движений повышается. Г. П. Юрко
утверждает, что интенсивность движений при свободной деятельности
7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту.
В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные,
половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей
дошкольного возраста, так как в последние годы было проведено
значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная
двигательная активность детей дошкольного возраста, велись поиски
наиболее рациональных двигательных режимов.
Большинство научных исследователей, изучавших двигательную
активность детей старшего дошкольного возраста, констатируют, что
двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не
установлены у младших дошкольников. Cреднесуточный километраж
(ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков – 7,6
км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные
колебания двигательной активности детей установлены по дням недели и
сезонам года. Если принять двигательную активность летом мальчиков 5-6-
летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение двигательной
активности детей - она составляет 94,7%.
Двигательная активность детей значительно зависит от режима
детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование
комплекса физических упражнений способствует удовлетворению
потребности детей в движении, укреплению их здоровья и повышению
работоспособности.
Тенденция к нарастанию всех основных показателей двигательной
активности (объема, продолжительности, интенсивности) к 7 годам
объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием
функциональных возможностей организма.
У детей дошкольного возраста с высокой двигательной активностью,
преобладает достаточный запас двигательных умений и навыков; им легче
даются движения, которые требуют скорости и гибкости, а их сила и
выносливость пока еще небольшие. У дошкольника достаточно хорошо
развиты главные двигательные качества такие как ловкость, гибкость,
скоростные и силовые качества:
- удерживает статическое равновесие (от 15 секунд, стоя на линии
(пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя
равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта
дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и
др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.
Итак, решая первую задачу нашего исследования, мы обнаружили, что
двигательная активность оказывает большое влияние на формирование
психофизиологического статуса ребенка. Имеется взаимосвязь меж психическим развитием и уровнем физической подготовленности ребенка. Двигательная активность активизирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы.
Дошкольники, обладающие большим объёмом двигательной активности в режиме дня, отличаются средним и высоким уровнем физического развития, хорошими показателями состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенным иммунитетом, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
На фоне общего физического развития у дошкольников улучшается
подвижность, стабильность нервных процессов, уравновешенность,
скапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они
протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Впрочем при
перегрузках дети все еще быстро устают, «истощаются» и проявляется
охранительное торможение. следовательно одно из основных условий
эффективности физического воспитания старших дошкольников – это учет
возрастных особенностей.