Таисия Рогова
Особенности дистанционного обучения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, является одним из условий представления качественного образования. Современная обстановка, связанная с режимом самоизоляции и невозможностью посещения детьми детского сада, диктует нам применение дистанционных форм обучения.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»дистанционное образование детей - образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими деть-ми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.
Публикация «Особенности дистанционного обучения в ДОУ» размещена в разделах
Цель дистанционного образования дошкольников - предоставление детям качественного дошкольного образования в условиях дистанционного взаимодействия между педагогами образовательной организации, воспитанниками детского сада и их родителями.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий - закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Особенности дистанционного обучения дошкольников
1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.
Принципы построения дистанционного обучения дошкольников :
1. В центре – ребенок;
2. Взрослый – тьютор.
Преимущества дистанционного обучения
детей дошкольного возраста
1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
3. Возможность контролировать круг общения ребенка.
4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
5. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может сво-бодно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методиче-ский фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.
Недостатки дистанционного обучения детей
дошкольного возраста
1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточно-го времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ре-бенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают пред-мет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окру-жающим людям и миру.
3. Не все имеют возможность получения дистанционного обуче-ния, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорого-стоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет дру-зей.
5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям прихо-дится много времени проводить за компьютером.
Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интере-сы, потребности, желания и способности.
Наш детский сад №5 г. Задонска старается шагать в ногу со време-нем и применять в своей деятельности дистанционные формы обучения и сейчас мне бы хотелось поделиться с вами нашим опытом.
В совместной деятельности с детьми и ООД педагоги используют фото, видео, презентации, работая с ними через сеть Интернет.
Находясь на самоизоляции, инструктор по физической культуре Ярис Н. В., используя мессенджер WhatsApp (Вацап, проводила работу по физическому развитию наших воспитанников. Она давала рекомендации, консультировала родителей по интересующим вопросам.
Наши педагоги широко используют возможность участия в конкур-сах различного уровня (международные, всероссийские, краевые, муниципальные и т. д., вебинарах и онлайн-конференциях, где делятся своими разработками, обмениваются опытом с коллегами. Некоторые примеры таких конкурсов только этого года:
Открытый городской конкурс детского рисунка «В шаге от войны» (Дипломами I степени награждены Воронин Владислав, Первеев Артем, Руднева Вероника; дипломами III степени - Новоженина Диана, Юдин Дмитрий, Васильев Владислав, дистанционный районный фотоконкурс "Мой район в объективе" (I место-Ефанова Алина, Бублик Семен, Гриднева Дарина, Панарина Виктория, Всероссийский творческий конкурс для дошкольников, школьников, студентов и педагогов «Он сказал: Поехали!» (III место- Логвинова Мария, открытый городской дистанционный кон-курс чтецов «Мы о войне стихами говорим» (Дипломами лауреатов I степени награждены Комова Даша, Кобзева Стефания, Пашенцева Евгения, Головина Софья, Руднева Виктория, Галкина Мария, Трубицина Евгения, Новоженина Диана).
В преддверии 75-летнего юбилея Великой Победы ОБУ “Региональ-ный центр подготовки граждан РФ к военной службе и военно-патриотического воспитания населения Липецкой области" проходи-ла организовал областной видео-конкурса юных чтецов «Мы о войне стихами говорим». Среди победителей была воспитанница подготовительной группы №2 Пашенцева Евгения.
Также наши воспитанники участвуют в интернет – конкурсах, он-лайн-конкурсах, используя средства ИКТ, обучаясь работать с ними (ком-пьютер, ноутбук, телефон, занимают призовые места, например, используя Международный образовательный портал "Одарённость. Ру" наши воспитанники принимают участие в блиц-олимпиадах по познавательному и речевому развитию. Таких конкурсов, олимпиад, проводящихся дистанционно, множество, мы с детьми стараемся принимать в них активное уча-стие.
Дистанционное обучение является хорошим подспорьем для профессионального роста педагогов. Вместе с коллегами мы прослушали курс он-лайн –вебинаров по актуальным проблемам дошкольного образования России, организованных Всероссийской общественной организацией содействия развитию сферы дошкольного образования "Воспитатели Рос-сии» при участии ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» и при поддержке Фонда президент-ских грантов.
Воспитатели Коптева С. Н., Рогова Т. Н. прошли дистанционный курс обучения на тему «Современный детский сад: мы на стороне ребенка» организованный ГАУДПО Липецкой области "ИРО", получили соответствующий сертификат. Курс был очень интересный, содержал множество ситу-ационных задач, требующих нестандартного решения, возможность скачивать учебный материал на свой компьютер. И подобных дистанционных обучений, вебинаров, конференций проводится много.
Дистанционное обучение позволяет педагогам повышать уровень знаний, за счет применения современных средств: тематических сайтов, виртуальных музеев, объемных электронных библиотек и т. д. Посещение виртуальных музеев в период самоизоляции мы также рекомендовали нашим родителям.
Воспитатели нашего детского сала создали персональные сайты,где размещают свои материалы.
В своей деятельности, педагоги нашего детского сада широко используют дистанционный обмен информацией по электронной почте, через соци-альную сеть Вконтакте, мессенджеры WhatsApp, Viber. Для связи с администрацией ДОУ, его сотрудниками, родителями воспитанников органи-зованы группы, беседы. В родительских группах педагоги дают рекомендации по воспитанию и образованию детей, мероприятия, проводимых в ДОУ, ссылки на интернет- ресурсы по конкурсам и конференциям для де-тей и родителей.
Конечно, наибольшую актуальность данные мероприятия приобрели в период самоизоляции весной этого года.
Дистанционные технологии активно применяются и в родительском образовании. Создан сайт дошкольного учреждения (https://4025.maam.ru), на котором расположена вся информация о деятельности детского сада. Так-же на сайте проводится дистанционное просвещение и консультирование родителей.
Таким образом, я думаю, использование дистанционных технологий доказало свою эффективность при организации мероприятий, при повышении мотивации к обучению и воспитанию детей, хорошее подспорье для профессионального роста и развития педагогов. Конечно, оно никогда не заменит простого человеческого общения, смеха, умения дружить, договариваться, но будет эффективным помощником в форс-мажорных ситуациях, подобных той, в которой мы оказались весной этого года.
Спасибо за внимание!