Александр Владимирович Гришин
Особенности детей в подростковом периоде
▼ Скачать + Заказать документы
Подростковый период в психологии является временем значительных изменений и вызовов, которые преодолеваются поддержкой семьи, общества и профессиональных специалистов. Понимание особенностей и потребностей подростков помогает обеспечить им поддержку и помощь в успешном прохождении этого важного жизненного этапа. Подростковый период — сложное время как для стремительно взрослеющих детей, так и для родителей. Родители часто не успевают адекватно реагировать на бурные перемены в поведении и физиологии трансформирующейся личности. Ведь еще вчера ребенок, кажется, был предсказуемым и, в общем, довольно покладистым. Но все, как всегда, зависит от точки зрения: разные подходы к общению с подростком педагогами, психологами.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время значительные преобразования и изменения в обществе, связанные со сменой системы ценностей, с предъявлением новых требований со стороны социума, безусловно, оказывают влияние на развитие и формирование личности современного подростка. Рассматриваемый нами возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является феномен одиночества.
Тема одиночества подростков является широко исследованной в психологии и социологии, так как одиночество в этом возрасте может иметь серьезные последствия для психологического благополучия и социальной адаптации подростков. Ниже приведу некоторые основные аспекты изученности этой проблемы:
Психологические последствия. Исследования показывают, что подростки, испытывающие длительное одиночество, более подвержены развитию психических проблем, таких как депрессия, тревожность, снижение самооценки и ухудшение эмоционального благополучия.
Социальные аспекты. Было изучено, что одиночество у подростков может привести к сложностям в установлении отношений с окружающими, формировании социальных навыков, влиять на учебные успехи и снижать уровень социальной адаптации.
Факторы риска и защиты.
Исследователи также изучают роль различных факторов в развитии одиночества у подростков, таких как социальное окружение, отношения в семье, уровень самооценки, а также выявляют факторы, которые могут смягчить или усилить воздействие одиночества.
Профилактика и интервенции. Научные исследования также направлены на выработку эффективных стратегий предупреждения и борьбы с одиночеством у подростков, включая программы социальной поддержки, развитие коммуникативных навыков и укрепление психологической стойкости.
Тенденции и изменения со временем. Изученность темы одиночества у подростков отражает изменения в понимании и восприятии этой проблемы со временем, а также динамику развития и применения подходов к решению данной проблемы.
Исследования по теме одиночества у подростков играют важную роль в понимании механизмов, факторов и последствий одиночества, а также способствуют разработке эффективных стратегий поддержки и профилактики для улучшения психологического благополучия и социальной адаптации этой уязвимой возрастной группы.
Проблемы исследования обусловлена ростом количества подростков, переживающих состояние одиночества, при этом они чувствуют себя непонятными, одинокими, их переживания усиливаются (Т. Ц. Тудупова, 2009; А. О. Матвеева, 2015). Вследствие переживания одиночества появляются трудности в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении (Л. И. Дементий, 2010; Е. М. Коротеевой, 2010, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формировании личности (В. А. Герт, 2011).
К настоящему времени выполнен ряд исследований по изучению особенностей образа взрослости в подростковом возрасте (В. И. Зорина, 2014; О. В. Курышева, 2000; А. П. Новгородцева, 2006; О. А. Фиофанова, 2012). Образ взрослости, рассматривающийся как особое новообразование подросткового возраста (О. В. Курышева, 2000, включает представления подростка о собственной взрослости и динамическую (эмоциональную) составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в сознании, действиях, поступках.
Образ взрослости определяет содержание и направление социальной активности подростка, систему его социальных реакций и специфических переживаний (А. П. Новгородцева, 2006). Одним из таких специфических переживаний, свойственных для подросткового возраста, является одиночество. В связи с этим, можно предложить, что подростки с разным образом взрослости будут отличаться особенностями переживания одиночества.
Вместе с тем проблема переживания одиночества подростками с разным образом взрослости является малоизученной и представляет для нас особый интерес.
Это мало изученная тема, для подростков самого сложного переходного возраста, она состоит из смоделированных опытным психологом ситуаций, требующих морального и этического выбора. Ненавязчиво и с чувством научного понимания проблемы. Педагоги как бы спрашивают у опытных психологов, как поступить в той или иной ситуации, создавая наиболее верный поведенческий паттерн, который в дальнейшей жизни может здорово помочь в решении возникающих проблем. Полностью лишенная излишнего морализаторства и раздражающих поучений, психолог станет надежным другом и советчиком в период взросления. Впрочем, его советы непременно стоит выполнять родителям — ведь понять психологию и мотивацию подростка не так-то просто даже опытному специалисту.
Через кризис подросткового возраста проходит практически каждый человек и, многие из нас, став взрослыми, часто со страхом ждут наступления этого «ужасного» периода у своих детей. Избежать кризиса сложно, но можно пройти через него, сохранив с повзрослевшим ребенком теплые, доверительные отношения, сумев стать для него настоящим другом на новом этапе его жизни.
Поэтому, противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования: каковы особенности переживания одиночества подростками с разным образом взрослости?
Цель исследования заключается в изучении переживания одиночества подростками с разным образом взрослости.
Объект исследования: переживание и не адекватность поведения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: переживание подростками с разным образом взрослости.
Гипотезы исследования:
подростки с разным образом взрослости будут отличаться особенностями переживания, а именно:
для подростков при формальной взрослости характерно переживание позитивного общения с подростками с содержательной взрослостью – отсутствие доминирующего типа;
подросткам, проявляющим взрослость в домашних ситуациях, в большей степени свойственно делать необдуманные поступки, проявляющим взрослость в ситуациях подражания, присуще как зависимость общения с близкими друзьями и сотоварищами по двору, по школе.
Задачи исследования:
Изучить разработанность в психологии проблемы переживания осмысленности жизни подростками с разным образом взрослости.
Исследовать уровни и типы переживания и ответственности в подростковом возрасте.
Определить типы образа взрослости и типы ситуаций проявления взрослости подростками.
Изучить показатели переживания образа взрослости подростков.
Изучить особенности переживания одиночества подростками с разным образом взрослости.
Исследовать характер связей между показателями переживания образа взрослости у подростков.
Разработать программу для психологов в сфере образования по формированию образа взрослости у подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
подходы к рассмотрению психологии подростков. (Ю. П. Кошелева, С. Г. Трубникова, (Р. Вейс, М. Мицели, К. Мустаскас, Э. Пепло, К. Роджерс, Х. С. Салливан, Ф. Фромм, Дж. Эйсендорф);
положения о психологическом формировании в подростков. (В. А. Герт, Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева, С. Г. Корчагина, А. О. Матвеева, С. В. Малышева, Д. Рассел, Н. А. Рождественская, О. А. Третьякова, Т. Ц. Тудупова,
исследования, посвященные изучению образа взрослости в подростковом возрасте (В. И. Зорина, О. В. Курышева, А. П. Новгородцева, К. Н. Поливанова, Е. Е. Сапогова, О. А. Фиофанова).
Методы исследования:
организационный метод: сравнительный;
психологические методы: опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности;
методы обработки данных: методы качественного психоанализа,
для изучения наличия и характера связи между показателями переживания и показателями образа взрослости у детей подросткового возраста. Методики исследования:
«Методика диагностики уровня субъективного ощущения подросткового одиночества» (Д. Рассел и М. Фергюсон).
«Дифференциальный опросник переживания детей в подростковом возрасте» (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев).
Опросник «Мой образ взрослости» (О. В. Курышева).
Сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О. В. Курышева).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Предложена уточненная классификация проявлений психологических травм одиночества у подростков.
Дополнены и систематизированы ключевые особенности образа взрослости в подростковом возрасте.
Разработке программы для психологов образования, которая направлена на формирование образа взрослости у подростков.
Практическая значимость исследования:
в ходе проведенного исследования были выявлены основные характеристики кризисных периодов в развитии подростков;
разработанная и внедренная в практику программа по формированию образа взрослости у подростков может быть использована в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе учителей и классных руководителей.
Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, классных руководителей и учителей.