Гудкова Татьяна Николаевна
Особенности обучения грамоте детей с ЗПР
▼ Скачать +Заказ
Особенности детей с ЗПР обучению грамоте.
В старшей группе для детей с задержкой психического развития появляется новое занятие – подготовка к обучению грамоте. Целью этих занятий является предупреждение многообразных ошибок в чтении и письме при обучении в школе. Эти занятия в равной степени полезны как для здоровых детей, так и для детей, имеющих нарушения речи. Печальная статистика говорит, что последних большинство. Ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении русскому языку. Кроме того, занимаясь с детьми подготовкой к обучению грамоте, мы одновременно с обучением и профилактикой нарушений чтения и письма получаем хорошую возможность для развития внимания, памяти, мышления и речи детей.
Публикация «Особенности обучения грамоте детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Занятия направлены на формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучению письму печатными буквами и чтению.
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звуковой структуры. Причем, начинать обучение звуковому анализу очень важно на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы. В самом начале обучения ребенок собственноручно под руководством взрослого рисует в заданной последовательности красный и синий кружки. Далее взрослый произносит слог, последовательно выделяя интонацией звуки этого слога. Ребенок аналогичным образом повторяет слог, затем, указывая на соответствующие кружки, последовательно называет звуки слога. После этого ребенок читает слог, многократно пишет его, глядя на образец, и, наконец, пишет самостоятельно, проговаривая его вслух и интонируя при этом известным образом.
Именно таким образом формируемые навыки звукового анализа становятся в начале обучения надежной, естественной компенсаторной опорой центральной нервной системе проблемного ребенка в плане коррекции и формирования всех компонентов речи.
Как следует из вышесказанного, начало обучения строится на основе максимального использования сохранных анализаторов – зрительного и двигательного. Именно поэтому детям предлагается собственноручно изображать кружками звуковой состав слога (позже – слова) и собственноручно же писать слог (позже – слово) под кружками. Для указанного контингента детей такой подход гораздо более эффективен, нежели манипулирование готовыми кружками и буквами разрезной азбуки. Собственноручное написание слогов и слов дает ребенку дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков. (Качество этих написаний, с точки зрения каллиграфии, совершенно несущественно.)
Необходимость в предваряющем звуковой анализ собственноручном изображении кружков, написании слогов и слов под кружками весьма быстро отпадает. При таком подходе к обучению дети достаточно быстро овладевают умением производить звуковой анализ в умственном плане. При дальнейшем обучении в качестве вспомогательных средств можно использовать готовые схемы слов в виде кружков, позднее – в виде горизонтально расположенных клеточек. Однако опыт написания слогов и слов под кружками оказывается полезным и впредь. Так, в случае затруднений ребенка в звуковом анализе слов взрослый кружками изображает звуковой состав «трудного» слова, ребенку же предлагается написать данное слово под кружками. Определенный кружок при этом выступает в роли визуальной подсказки.
В результате одновременного изучения с первых же дней и звуков, и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в автоматизации звуков, их дифференциации. Читая слова с автоматизирующими звуками, ребенок, как правило, не допускает искажений этих звуков, а специальной работы над дифференциацией ни в устной, ни в письменной речи практически не требуется. Именно поэтому в работе используются не все виды дифференциаций, и назначение этого вида работы чисто профилактическое.
Также следует отметить, что возможности ребенка, имеющего проблемы в речевом развитии, в овладении чтением и письмом значительно опережают его возможности в плане овладения самостоятельной устной речью, т. е. слово сложного звукослогового состава ребенку легче прочитать и написать, нежели произнести.
Таким образом, ребенок обретает опосредованный через чтение и письмо путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса.
Далее следует подчеркнуть, что обучение грамоте детей с ЗПР имеет свои особенности. Например, наши дети часто забывают, путают, неправильно пишут буквы. Как им помочь?
1. Нужно выяснить, различает ли ребенок понятия «слева» и «справа»?
Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и т. д., расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».
2. Умеет ли ребенок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. (В таком случае начните с 4 кубиков.)
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными конструкторами и строителями.
Чтобы ребенку было легче запомнить буквы, рекомендуются следующие приемы:
• Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см, ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять же раскрашивает) предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.
• Лепка ребенком буквы из пластилина.
• Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
• «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее.)
• Сравнение букв и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме!
Например, буква А маленькая – это буква с животиком и хвостиком и т. д.
• Обводка ребенком букв, написанных взрослым.
• Письмо букв по точкам, поставленным взрослым.
В наших занятиях самостоятельное письмо слов, а затем и предложений даются ребенку не для того, чтобы он учился красиво писать! Цель таких заданий – научить писать под диктовку, предупреждение письменных ошибок.
И, если самостоятельно написанное ребенком слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная – цель упражнения достигнута. Это успех ребенка.
Хочется обратить внимание на самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми (в основном это касается родителей наших воспитанников) при обучении детей чтению.
1. В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде, чем показать ребенку новую букву, например, М, следует научить его слышать звук М в слогах, словах.
На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
Возьмем, к примеру, звук М. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – Э и М. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
И еще, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия звук и буква, когда учите детей читать.
2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!
И последнее. Приступив к занятиям, не забывайте, пожалуйста, о том, что для ваших детей вы и родители – самые близкие и дорогие люди, и чувство психологической защищенности, которое малыши испытывают при общении с вами, не должно покидать их ни на миг!
Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.
Не давайте, пожалуйста, ребенку низких оценок, не увлекайтесь критикой его недостатков. Значительно эффективнее действует похвала! Не страшно, если она будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стараться ей соответствовать. Нелишне напомнить в связи с этим, что самый простой способ изменить человека – это искренне восхищаться его достоинствами.
Гудкова Т. Н., учитель-дефектолог