Елена Васильевна Алексеева
Особенности детей с общим нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное полноценное формирование речи ребёнка – основное условие его дальнейшего обучения и социализации. Поэтому родителям, педагогам, всем, кто вовлечён в процесс воспитания маленького человека, важно знать особенности его развития на каждом этапе. Это позволит вовремя заметить отклонения и обратиться к специалисту, а кроме того – избежать многих проблем и сохранить психологическое здоровье ребёнка. Речь – не врождённая способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо четко предоставлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты направляют трёхлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребёнку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
Публикация «Особенности детей с общим нарушением речи» размещена в разделах
Выделяются три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребё нка:
1. Коммуникативная функция ребёнка является одной из наиболее ранних. Она способствует развитию навыков общения ребёнка со сверстниками, представляет возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка. Таким образом, первая речь, развивающаяся у ребёнка, является социальной. В дальнейшем на её основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей осуществляется процесс познания и создается возможность регулировать своё поведение.
2. Познавательная функция речи тесно связана с возможностью общения ребёнка с окружающими. Ребёнок с помощью речи не только получает информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. При недоразвитии речи восприятие ребёнка обедняется, слабо развивается представление о себе и окружающем мире.
3. Регулирующая функция речи складывается у нормального ребёнка уже на ранних этапах его развития. Лишь к 4 – 5 годам, когда у него уже значительно развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребёнка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с созреванием лобных отделов мозга.
Поэтому при некоторых формах церебральной патологии, когда преимущественно задерживается созревание лобных отделов мозга, отмечается недостаточное развитие регулирующей функции речи, недоразвитие внутренней речи и речевого мышления. Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития ребёнка, так как у ребёнка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех сторон, могут отмечается отклонения в психическом развитии. Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально. Речь не является отдельной обособленной функцией развития ребёнка, её правильность и выразительность зависят от многих факторов. Работа с детьми, посещающими логопедическую группу, проводится комплексно с воспитателем, педагогом психологом и учителем-логопедом. Помощь педагога-психолога поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Если есть заметные результаты в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это благотворно скажется и на речи ребёнка. Если ребёнок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой области, как развитие фонематического слуха. Эмоционально разряжаясь, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе. У ребёнка формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой он есть. Таким образом, ребёнок с общим недоразвитием речи нуждается в целостной системе логопедических, психологических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех функций речи, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта и целенаправленной деятельности.