Папки-передвижки

Особенности агрессивного поведения дошкольников

Людмила Кузнецова
Особенности агрессивного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика агрессии

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Можно выделить 5 видов агрессии :

1) Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

Публикация «Особенности агрессивного поведения дошкольников» размещена в разделах

2) Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через речь (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальной реакции (угроза, проклятья, ругань);

3) Раздражение (вспыльчивость, грубость)

4) Косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, топанье ногами, битье кулаком по столу.

5) Аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способом решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувств собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для объекта окружением.

Каждая личность должна обладать небольшой степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, комфортности, зависимости и т. д. сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным.

Следует различать понятия «агрессия» и «агрессивность»

Агрессия – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии». Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различные уровни: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – это готовность к совершению таких действий.

Анализ причин агрессивного поведения показал, что агрессивные действия выступают в качестве:

1) Средства достижения какой- либо цели;

2) Способа психологической разрядки;

3) Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

4) Защита занимаемой территории;

5) Стремление к господству;

6) Реакция личности на враждебную действительность;

Особенности агрессивного поведения дошкольников.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных признаках упрямства. Захлестнутый яростью ребенок ничего не видит и не слышит, он не контролирует себя. Он может бросаться на пол, кричать. Крики могут не прекращаться до появления тошноты. Такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но не считаются ненормальными. Такое поведение и агрессивным можно назвать условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. В более позднем дошкольном возрасте на первый план активнее выдвигается ссоры и конфликты с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Психологи говорят, что дети 1,5-2года добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой. Ребенок в этом возрасте включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривают их как часть самого себя. В дальнейшем ребенок учиться контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности в этом возрасте зависит от реакции и отношения родителей к формам поведения. Невозможность разрешения конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаянье, агрессивные тенденции.

Социализацией агрессии можно назвать процесс научению контролю собственных устремлений и выражению их в формах, приемлемых в определенном сообществе. «Природный» агрессивный потенциал никуда не исчезают и в более в зрелом возрасте. Просто многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требования общества. Здесь роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. Важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей.

Р. Сире, Е. Маккоби и К. Левин отмечали, что в социализации агрессии присутствует два важных момента:

1)Снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки детей)

2)Строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.

Снисходительность рассматривается как предостерегательная тактика поведения родителей в отношении появлении агрессии и строгость наказания после совершения поступка. Родителями менее агрессивных детей оказались те из них, чья позиция заключалась в осуждении агрессии и доведения этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, но, не показывая своего отрицательного отношения к агрессивным поступкам. Но когда ребенок совершал проступок, то был наказан.

Таким образом;1). Родители поощряют агрессивность, в своих детях непосредственно подавая пример (модель) собственного поведения по отношению к другим и окружающей среде.

2). Родители жестоко наказывают детей за проявление агрессивности.

В ряде исследований было установлено:

а) что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают у них чрезмерную агрессивность;

б) родители, которые не наказывают детей за проявление агрессивности, тоже воспитывают у них чрезмерную агрессивность;

в) родители, разумно осуждающие агрессивность у своих детей, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

На возникновение агрессии часто оказывает влияние не только факторы, опосредованные в онтогенезе и социализации, но и ситуативные, к числу таких можно отнести следующие:

1) Оценка другими людьми.

Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Причем следует отметить такую закономерность: как, только агрессивный наблюдатель уходит, уровень агрессии в поведении детей значительно снижался, или достигал исходного состояния.

2) Намеренность агрессии.

Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. В таком случае основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие.

3) Восприятие агрессии.

Чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут их решить в реальной жизни. Ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличить степень агрессивности.

4) Желание возмездия.

Часто агрессия, особенно в детском возрасте, может возникнуть как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т. е. как протест.

Таким образом, мы можем сказать, что на социализацию агрессии большое влияние оказывают: ближайшее окружение ребенка, его семья, воспитание, а также определенные ситуативные предпосылки, среди которых можно выделить желание возмездия или протест, восприятие агрессии по видео, у окружающих взрослых, намеренность агрессии со стороны взрослых, оценка другими людьми.

Рекомендации и советы «как работать с агрессией»

1) Обучать детей контролю за своими эмоциями и способами реагирования без вреда для окружающих. Например: учить ребенка преобразовывать прямую агрессию - в косвенную с помощью предметов заместителей, выплескивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, подвижные игры.

2) Развитие у ребенка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание медитативной, спокойной музыки, фантазии – визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т. п.);

3) Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.

4)Однако самое важное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему бы демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) – это главное условие предотвращения агрессивности.

5)С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивности. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различным способом. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появится шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов. Некоторые дети под воздействием «умных» взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда задевают их достоинство. («Драться не хорошо! Не обращай внимание»). Правда никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных молодых людей время от времени прорывает. И если он ударит человека в таком состоянии – то это может привести к травме. И оправдаться невозможно: «он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал.» поэтому, как в песне поется, «Честь должна быть спасена мгновенно.» тогда будет, гораздо меньше разрушений и проблем.

Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений.

Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка. Навык выполнения упражнения «Левитация рук» помогает снизить общий уровень агрессивности и научиться управлять собой в критических ситуациях.

Для переформирования деструктивного поведения детей и подростков используется целый комплекс терапии - беседы,

игры,

психодраммы,

арттерапия,

сказкотерапия,

трудотерапия, и др.

Особое место в коррекционной работе принадлежит игровой терапии. Ведь именно игра может незаметно для детей решать психотерапевтические задачи, делать трудное – легким, а скучное – веселым, интересным.

Одно из важнейших направлений работы с агрессивными детьми - это снятие телесного напряжения, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие вербальных компонентов общения.

Публикации по теме:

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные,.

Коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения дошкольника. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе реализуемых задач в нашем структурном подразделении МБОУ – СОШ с. Новосельское.

Особенности изобразительной деятельности младших дошкольников БЕСЕДЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Формирование предпосылок к изобразительной деятельности у ребёнка начинается с первых лет жизни. Познавая окружающий.

Особенности лексики у дошкольников с ОНР III уровня. Статья разработана Воспитателем ГБОУ средняя школа №296 Структурного подразделения Отделением дошкольного образования Фрунзенского района.

Особенности поведения детей с ЗПР и его роль в формировании личности Что такое поведение? Поведение по Ефремовой: 1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим. 2. Умение вести себя в соответствии.

Отчет о проведенном семинаре-практикуме «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Название мероприятия: «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста». Место проведения: МАОУ ДОД «Центр детского технического.

Психологические особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи или в неблагоприятных семейных условиях В переломные моменты жизни любой страны усиливается социальная дезадаптация людей. Прежде всего, она коснулась детей. Против ребёнка сегодня.

Роль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детейРоль воспитателя в преодолении агрессивного поведения детей В рамках проводимого в нашем детском саду педсовета по преодолению агрессивного поведения детей в группе "Самоцветики" совместно с родителями.

Семинар-практикум для педагогов «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Цель: -Повышение психолого-педагогической компетентности при работе с детьми младшего школьного возраста. Задачи: -познакомить с причинами.

Влияние средств массовой информации на формирование моделей агрессивного поведения у детей Чрезмерное увлечение телепередачами с показом насилия и жестокости развивает агрессивные фантазии у детей, способствует копированию агрессивных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности агрессивного поведения дошкольников
Опубликовано: 10 июля 2015 в 09:54
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности агрессивного поведения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кузнецова (УИ 339428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД