Татьяна Перова
Особенности изобразительной деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
БЕСЕДЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности у ребёнка начинается с первых лет жизни. Познавая окружающий мир, ребёнок узнаёт о его разнообразии, учится его воспринимать. Окружающие ребёнка предметы вызывают у него интерес. Он узнаёт о разнообразии, форме, величине, цвете предметов. Ребёнок эмоционально откликается на яркую игрушку, картинку. Взяв в руки игрушку или новый предмет, он обследует его форму. Со второго года у ребёнка возникает изобразительная деятельность.
Публикация «Особенности изобразительной деятельности младших дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Что побуждает ребёнка рисовать, лепить? Он знакомится с художественными материалами (карандашами, бумагой, пластилином, красками, глиной). Ребёнок играет с карандашами, перекладывает их, складывает. Шуршит бумагой, двигает её по столу, мнёт её. Стучит ладонью по пластилину, глине, мнёт их. Ему интересны эти процессы. Он прислушивается к возникающим звукам, ему интересны тактильные ощущения, он видит изменения, происходящие с художественными материалами. Ребёнок стремится их повторять неоднократно. Изобразительной деятельности на этом этапе у ребёнка ещё нет, так как ему незнакомо назначение карандаша, бумаги, пластилина. Движения ребёнка напоминают игру. Такая деятельность может продолжаться долго, если отсутствует руководство со стороны взрослых. Изобразительная деятельность появляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность у старших детей или родителей и начинают им подражать.
Ребёнка привлекает движение карандаша, ручки по листу бумаги и самое главное – появление следов. Для него это открытие: был чистый лист и вдруг на нём появляются точки, чёрточки, линии. У ребёнка проявляется интерес к рисованию, который состоит в том, что он с удовольствием покрывает лист линиями, штрихами. Он пытается дать название первым изображениям. Особенно интерес к этой деятельности возникает в те моменты, когда он наблюдает деятельность старших. Этот период деятельности важен, так как от игровых действий с карандашами, пластилином дети переходят к изображению предметов явлений окружающей действительности. Постепенно в рисунках исчезает случайное нагромождение линий и всё чаще возникают более конкретные графические изображения. По мере накопления ребёнком жизненного опыта графические и пластические формы ассоциируются у него с предметами и явлениями окружающего мира. Кажущееся нам, взрослым, однообразие детских каракуль, объёмных форм на самом деле таит в себе движение мыслей и чувств, которые постепенно, с развитием ребёнка изменяются, углубляются.
Дети любознательны и занятия изобразительной деятельностью очень радуют их. На первых этапах изобразительной деятельности большое значение имеет речь, игра, звукоподражание. Он называет предметы, которые у него получаются, восклицает, жестикулирует. Дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства, материалы для изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи. В раннем возрасте большое значение имеет метод совместных действий взрослого и ребёнка – сотворчество. Действуя вместе с взрослыми, дети легче и быстрее осваивают изобразительные навыки и умения. Совместные действия должны объединяться простым, доступным маленькому ребёнку содержанием. Занятия с детьми должны быть эмоциональны, формировать творческие проявления, обогащать представления об окружающем мире, влиять на развитие художественно-образного начала.