наталья Мусатова
Коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе реализуемых задач в нашем структурном подразделении МБОУ – СОШ с. Новосельское «Детский сад «Берёзка» села Новосельское», одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка. Наш детский сад работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Коррекционная программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения дошкольника,» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны – желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого : толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
Отличительной чертой данной Программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития.
Программа может использоваться как составная часть более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает своего эффекта.
Программа занятий рассчитана на 3 месяца (23 занятия). Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю. В каждой группе до 10 человек. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастными. Продолжительность каждого занятия 25-40 мин. Программа реализуется в детском саду воспитателями, работающими в старшей группе, Мусатовой Н. А. и Погодиной М. А. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4 - 7 лет.
Цели данной программы : выработка механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций без признаков агрессии; создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности дошкольника; снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми; оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением.
Задачи: Снизит уровень агрессивности и тревожности;
• Обучить способам регуляции эмоционального поведения;
• Обучит анализу своего поведения и внутреннего состояния.
Основным методом, используемым для коррекции агрессивного поведения в детском саду, является игра, направленная на отработку навыков общения, обучение агрессивных детей управлению своим гневом, а также способам выражения гнева в приемлемой форме; психогимнастика, ИЗО терапия, музыкотерапия, пальчиковые игры, сказкотерапия, этюды.
В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами:
-принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип единства диагностики и коррекции;
-принцип системности коррекционных и профилактических задач;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
-принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.
Ожидаемые результаты
Программа позволит дошкольникам снизить уровень агрессивности, усвоить групповые правила поведения, создаст безопасное пространство для общения.
Перед началом реализации программы был проведен тест по степени агрессивности детей. (Тест «Уровень агрессивности ребенка). Воспитатель наблюдает за детьми и советуется с родителями о необходимости проведения работы по снятию агрессивности.
В ходе проведения коррекционно-профилактической работы в целях оценки ее успешности проводилась диагностика агрессивного поведения сразу после реализации программы и спустя 4 месяца.
Структура занятий.
1. Разминка. Воспитатели (при необходимости вдвоем) приветствуют детей. Рассказывают, что им сегодня предстоит. Спрашивают о настроении, самочувствии.
2. Основная часть. На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, которые обеспечивают снижение уровня агрессивных проявлений.
3. Заключительная часть. Воспитатель подводит итоги каждого занятия. Хвалит каждого участника за его заслуги.
Тест “Уровень агрессивности ребенка”
Исследование уровня агрессивности ребенка.
Родителям предложено понаблюдать за своим ребенком и провести тест. О результате мы просим сообщить воспитателю группы.
Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Показатели:
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Источник: Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992г.
Тематический план занятий.
1. Рис. «Рисование собственного гнева», упр. «Солнечный зайчик», упр. «Сдвинь камень», игра «Бумага»
2. Графическая методика «Кактус» упр. «Пластическое изображение гнева», упр «Брыкание» упр «Песок», игра «Разговор с руками», игра «Бумага»
3. Упр. «Уходи злость, уходи»; игра «Бумага» игра «Ругаемся овощами», игра «Похвали соседа», игра «Разговор с руками»
4. Упр. «Тропинка», игра «Ругаемся овощами», Игра «Похвали соседа». игра «Клубочек», упр. «Черепаха»
5. Разыгрывание сказки «Теремок» упр. «Апельсин». Игра «Бумага».
6. Упр. «Детский футбол» игра «Пушинка», Игра «За что меня любит мама» Игра «Бумага».
7. Игра «Ласковые лапки», упр. «У моря»,Упр. «Песок», упр на снятие напряжения и расслабление
8. Упр. «По кочкам» Разговор с руками», упр. «Символическое изображение эмоций», игра «За что меня любит мама»,
9. Упр «Эмоции», игра Упр. «Гнев» игра «Попроси игрушку», упр. «Песок», игра «Похвали соседа»
10. Упр. «Вместе, мы сила» игра «Разговор с руками», упр. «Черепаха». Упр. «Апельсин»
11. Упр «Крепости», Игра «Ругаемся овощами», Игра Похвали соседа,упр. «У моря».
12. Игра «Конструктор», игра «Клубочек», упр. «Черепаха», игра «Бумага».
13. Разбор конкретных ситуаций упр. «Гнев», игра «Пушинка» Игра «За что меня любит мама»
14. Упр. «Тигр на охоте» упр «Два барана», упр «Мне нравится что ты…» Игра «Ругаемся овощами», Игра «Похвали соседа»
15. Упр. «Жужа» игра «Рубка дров», игра «Клубочек», Упр «Эмоции»
16. Элементы саморегуляции Игра «Ругаемся овощами»,Игра «Похвали соседа»,упр «Солнечный зайчик».
17. Упр. «Падающая башня» игра «Ласковые лапки», упр. «У моря»,Упр. «Песок»,
18. Рисунок злого существа игра «Жучок», упр «Черепаха». Упр. «Апельсин»
19.«символическое изобр эмоций»,Упр «Расставь посты» Игра «Два барана», игра «Жучок», Игра «За что меня любит мама»
20. Упр. «Уходи злость, уходи», игра «Возьми себя в руки», игра «Попроси игрушку», упр «Солнечный зайчик». игра «Жучок»,
21. Упражнение «Бой с подушками» игра «Рубка дров», игра «Похвали соседа» упражнение «Апельсин».
22. Упр. «символическое изображение эмоций», упр «Клубочек» игра «За что меня любит мама», упражнение «Песок».
23. Рисунок кактуса