Елена Богданова
Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Публикация «Особенности адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Постепенный переход в дошкольное образовательное учреждение снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка (обращая внимание на эмоциональное состояние, характер деятельности, отношение ко взрослым и детям, высказывания ребенка о желаемом, воспитатели смогут быстро найти и индивидуальный подход к нему.
Особенности протекания периода адаптации получили название «симптомокомплекса» адаптации. Отмечаются нарушения эмоционального состояния детей, вновь поступивших в детский сад. Первые две недели, независимо от возраста, у них преобладает отрицательное состояние.
Степень и время появления аффективных реакций адаптирующихся детей тесно связаны с эмоциональным настроением матери: чем больше отрицательных реакций со стороны взрослого, тем ярче проявление аффекта у ребенка; чем более напряжены отношения между ними, тем длительнее аффективная реакция последнего, тем меньше возможности переключения внимания на другие виды деятельности, меньше шансов снятия стресса путем педагогического воздействия.
Успешность адаптации детей к новым условиям детского сада зависит от эффективного педагогического управления процессом адаптации, условий воспитания ребенка в семье, положительному эмоциональному настрою детей раннего возраста.
В период адаптации у детей часто наблюдается комплекс «тоски». Ребенок подавлен, молчалив, мимика бедная, движения замедленные. После разлуки с матерью плачут, пытаются открыть дверь, в которую она ушла, позднее становятся пассивными, подолгу сидят, не меняя позы, иногда шевеля губами. Могут появляться реакции частичного регресса: дети сосут палец, собственные губы, одежду, иногда съеживаются, принимают надолго позу, сходную с эмбриональной.
Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее.
Следовательно, для более успешной адаптации детей к детскому саду педагогам необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности детей и строить работу в соответствии с данными особенностями.