Ирина Муравьева
Особенности адаптации детей к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие быстрой и эффективной адаптации детей третьего года жизни к дошкольной образовательной организации. Сделан акцент на активном взаимодействии педагогов и родителей в организации процесса адаптации воспитанников.
Публикация «Особенности адаптации детей к ДОУ» размещена в разделах
Адаптация детей к дошкольной образовательной организации – это процесс приспособления к новым условиям. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Возможно, со стороны все кажется простым и понятным: в дошкольной образовательной организации имеются разнообразные условия для нахождения в нем ребенка; разработаны и действуют программы развития; работают опытные специалисты, педагоги, воспитатели; воспитательно-образовательный процесс построен с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы ребенок быстрее привык к новому окружению, создается веселая, позитивная обстановка с большим количеством игрушек, развивающих приспособлений, музыкального сопровождения; его вовлекают в дидактические и в подвижные игры, то есть создаются все условия, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и не скучал по своему дому. Родителям остается лишь привести своего ребенка и больше ни о чем не беспокоиться.
Однако научно-теоретические исследования и педагогическая практика свидетельствуют, что процесс адаптации к новым условиям для каждого ребенка проходит по-разному и выделяют факторы, от которых во многом зависит успешное ее протекание.
В первую очередь важно помнить, что только здоровый, физически ак-тивный ребенок достаточно быстро адаптируется к новым условиям, распорядку дня и к новым людям. Нервным и соматически- ослабленным детям приходится, как правило, значительно труднее в детском учреждении.
Успех адаптации ребенка также зависит от уклада жизни в семье, характера воспитательных воздействий. Если в семье слишком жесткие, властные условия, или наоборот, попустительские условия вседозволенности, то ребенку будет достаточно сложно влиться в новый коллектив, найти общий язык с другими детьми.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к другим детям. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, видят в них врагов или противников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в контактах со взрослыми создают серьезные проблемы в период адаптации.
Поэтому существенную роль в адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации имеют специально созданные педагогические условия, оказывающие влияние на ее успешность. Нами выделены следующие основные педагогические условия для проведения адаптационного периода ребенка третьего года жизни.
Первое условие – это выявление и учет привычек ребенка. Как бы это не казалось странным, но если воспитатель не будет знать о том, что, допустим, ребенок не заснет, пока его не погладят по спинке, то с адаптацией такого малыша будут значительные проблемы. Мало кто из детей третьего года жизни может объяснить свое желание, поэтому чаще всего дети просто капризничают, плачут и отказываются выполнить просьбу воспитателя. А причина достаточно банальна – воспитатель не знает особенностей и привычек своего воспитанника, не уточнил у родителей, к чему привык их ребенок.
Второе условие предполагает создание комфортной обстановки в группе, атмосферы домашнего уюта посредством организации развивающей положительно эмоциональной среды, включающей в себя активную игровую деятельность и образовательный процесс без перегрузки лишней информацией. Поэтому занятия должны быть не длительными, увлекательными и чередоваться с подвижными играми. Только вовлечение ребенка в игру, создание соревновательного элемента способствует быстрой заинтересованности ребенка в участии и способствует эффективной адаптации к нахождению в образовательном учреждении.
Третье условие направлено на приближение домашнего режима воспитания ребенка к режиму, принятому в детском учреждении. Здесь важно помнить, что не в детском учреждении подстраиваются под режим ребенка, а родители должны создать домашнюю среду, как можно более схожую со средой образовательного учреждения. Для этого педагог должен чаще общаться с родителями ребенка, посещать семьи воспитанников для установления более тесного взаимодействия, ознакомления с условиями воспитания в семье, привычками ребенка; проводить консультационную работу по вопросам оптимального распорядка дня для детей третьего года жизни, приучения ребенка к процедурам питания, физической активности и дневного сна, др.
Четвертое условие характеризуется активным привлечением родителей к процессу адаптации детей в дошкольном учреждении и предполагает разработку специальной программы по приобщению родителей к процессу адаптации, а затем и к процессу воспитания и образования своих детей в стенах образовательного учреждения. Хорошо зарекомендовали себя еженедельные вводные занятия, на которых проводятся консультации по изготовлению домашних поделок, распределяются и репетируются роли для детских мини-спектаклей и игр-драматизаций, др. В этом случае родители становятся непосредственными участниками каких-либо важных событий группы, в которую поступает ребенок. С одной стороны, это повышает возможности педагога по просвещению родителей в вопросах воспитания ребенка, а с другой, способствует улучшению процесса адаптации ребенка к детскому учреждению.
Пятое условие – доброжелательный настрой всех участников оказания образовательных и воспитательных услуг в дошкольной образовательной организации. Ошибочным считается мнение, что адаптация ребенка зависит лишь от деятельности одного педагога. Ребенок третьего года жизни очень тонко чувствует настроение окружающих его людей. И если один из педагогов прилагает усилия, чтобы ребенку было комфортно в группе, а допустим, нянечка, в плохом расположении духа, выстраивает отношения с воспитанниками, основываясь на власти и подчинении, то процесс адаптации у детей будет очень продолжительным.
Реализация предлагаемых педагогических условий способствует более эффективной адаптации ребенка третьего года жизни к дошкольной образовательной организации.
Список литературы
1. Дерягина Л. Б. Раннее развитие ребенка – не роскошь, а требование времени // Дошкольная педагогика. 2014. №7, с. 17-20.
2. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практическое пособие. М. : Айрис - пресс, 2015. – 283с.
3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева П. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях М., Педагогика, 2012. 208с.
4. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении. / Под. Ред. Тонковой - Ямпольской Р. В., Е. Шмид, А. Атанасовой - Вуковой М., Педагогика, 2012. 184с.