Светлана Русакова
Основы публичного выступления педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Современному педагогу часто приходится выступать с сообщениями для своих коллег, родителей воспитанников, как в знакомой, так и в мало знакомой аудиториях. Поэтому, требуется оптимизация и мобилизация профессиональных умений педагога, его внутренних сил и творческого потенциала. На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально – политической, в том числе в педагогической деятельности. Для современного педагога важно владеть искусством оратора, для умелого построения речи и публичного ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей.
Темочки:
Главным признаком хорошего вступления, безусловно, является содержание, отвечающее следующим требованиям. Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики, быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами, отличаться новизной интерпретации и трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета; материал выступления должен излагаться логично и доказательно, выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, говорит ли выступающий о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, а сам он далек от предмета обсуждения.
Всякое публичное выступление, требует предварительного планирования, необходимо определиться, как и какими средствами должна быть достигнута намеченная цель, то есть выработать стратегию и подобрать к ней тактику. Термин «стратегия» означает последовательность действий, направленных на достижение определенной цели, эта последовательность характеризуется динамичностью, гибкостью, возможностью выбора. Для реализации концепции имеется ряд различных стратегий. Каждая стратегия состоит из определенной целевой установки, выделения основных вопросов и формулирования тезисов.
Стратегия публичного выступления нацелена на три главных направления работы оратора: подготовка публичного выступления, процесс публичного выступления (вступление, основная часть, ответы на вопросы, конец) и оценка эффективности публичного выступления.
Всякое публичное выступление, требует предварительного планирования, необходимо определиться, как и какими средствами должна быть достигнута намеченная цель, то есть выработать стратегию и подобрать к ней тактику. Помимо общей стратегии публичного выступления имеются специфические особенности стратегии публичного выступления педагога дошкольника – воспитателя, педагога – школьного учителя и педагога – преподавателя ВУЗа.
Современный педагог современного детского сада должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов воспитанников. Задача воспитателя – уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, и гуманного отношению к ребенку.
Особенности стратегии публичного выступления педагога школьного учителя заключаются в специфике профессии – учитель всегда активная творческая личность, пробуждающая интересы. Вести учащихся за собой может человек с развитой силой воли, где личной активности отводится решающее место, навык публичного выступления приобретается им в процессе подготовки к семинарам, к педагогическим советам и конференциям.
Личные качества педагога, обеспечивают успешность публичной речи, умение лектора овладеть вниманием аудитории, сформировать у нее готовность выслушать, запомнить и усвоить то, что он говорит, лектору важно, чтобы слушатели не просто признали истинность его слов и запомнили их, а приняли в качестве руководства к действию.
Значимость сообщения определяется его ценностью для каждого присутствующего в аудитории, а значимость лектора определяется интересом к нему и доверием большинства людей. Людям неуютно, когда они согласны с мнением противника – кроме необходимости совпадения факторов значимости лектора и значимости содержания существует иерархия факторов, где личность лектора является опережающим условием успешности выступления.
Культура речи – важнейшее качество профессиональной педагогической деятельности, в силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания. Исходя из профессиональных требований, важнейшими качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, и выносливость. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию.
Речь педагога должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью, она является таким же обязательным элементом, как например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонации, жесты, мимика, пластическая поза, язык жестов и движений, производимых человеком, постановка голоса, контакт собеседников.