Приложение МААМ

Основы организации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста

Виктория Щепетьева
Основы организации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Осуществление самостоятельной творческой деятельности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации выступает актуальной проблемой в современном дошкольном образовании.

На сегодняшний день в современном обществе обращается большое внимание на значимость обеспечения самостоятельной творческой деятельности детей. В своей свободной деятельности ребенок проявляет свои способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной работе с взрослым.

Публикация «Основы организации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблемы проявления у ребенка инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, предопределяющих их развитие, изучали такие ученые, педагоги как, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Л. Н. Комиссарова, Л. Я. Панкратова, Л. В. Пантелеева, Г. Н. Пантелеев, А. Е. Шибицкая, Л. С. Фурмина и др. и в 1980 году вышла в свет коллективная монография под редакцией Н. А. Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников».

В пе да гогике са мостояте льность обусла влива е тся, ка к одно из гла вных ка че ств личности, выра жа юще е ся в уме нии ста вить пре д собой конкре тные це ли и достига ть их достиже ния собстве нными сила ми. Са мостояте льность пре дусма трива е т отве тстве нное отноше ние че лове ка к свое му пове де нию, способность поступа ть осозна но и са мостояте льно не только в зна комых условиях, но и новых обста новка х, тре бующих принятия не обычных ре ше ний.

Са мостояте льна я художе стве нно-творче ска я де яте льность де те й ра знообра зна по свое му соде ржа нию, она включа е т:

- те а тра лизова нные игры;

- художе стве нно-слове сное творче ство;

- музицирова ние ;

- изобра зите льна я и де кора тивно-прикла дна я пра ктика.

Для орга низа ции са мостояте льной художе стве нно-творче ской де яте льности де те й нужно име ть в группа х уголки художе стве нного творче ства, в которых:

- широко пре дста вле ны изобра зите льные и пла стиче ские ма те риа лы зна комые де тям;

- ра зного вида бума гу;

- ма те риа л для а пплика ций;

- тра фа ре ты, силуэты;

- дида ктиче ский ма те риа л, приме ры, схе мы.

Дошкольный возра ст – это тот пе риод, когда художе стве нное творче ство може т ста ть устойчивым увле че ние м не только для особо та ла нтливых, но и оста льных де те й, т. е. увле ка я ре бе нка в волше бный мир искусства, мы не за ме тно для не го формируе м у не го вообра же ние и способности.

В оте че стве нной психологии ра ссмотре ние вообра же ния ка к са мостояте льного психиче ского проце сса было пре дложе но Л. С. Выготским.

Выготский выявил, что вообра же ние приобре та е т на ибольше е ра звитие в дошкольном возра сте, на чина я скла дыва ться в игровой де яте льности и приобре та я свое после дующе е ра звитие в са мых ра зных вида х де яте льности (изобра зите льной, музыка льной).

Л. С. Выготский счита е т, что де яте льность че лове ка може т быть ра зде ле на на два вида :

1. Воспроизводящую (ре продуктивную);

2. Комбинирующую (творче скую) [4, с. 180].

Ре продуктивна я де яте льность связа на с на ше й па мятью, она воспроизводит, а творче ска я – эта та ка я де яте льность, когда че лове к пре дста вляе т. Творче ска я де яте льность на зыва е тся вообра же ние м или фа нта зие й.

В основу иссле дова ния позна ва те льной а ктивности дошкольников входит позна ва те льна я потре бность са мого ре бе нка, е го за инте ре сова нность к новому пре дме ту ка к свободное экспе риме нтирова ние, а та к же ре ше ние ре бе нком пра ктиче ской за да чи, уста новле нной взрослым. В этом случа е позна ва те льна я а ктивность подчине на пра ктиче ской це ли.

Выде ляются два уровня позна ва те льной а ктивности у дошкольников :

1. Урове нь за инте ре сова нности к вне шним свойства м пре дме та опре де ляе тся са мим пре дме том.

2. Урове нь за инте ре сова нности к функциона льным ка че ства м пре дме та и ре гуляция поиска формируе тся с помощью взрослого.

Источником а ктивности личности являются ра зличные потре бности. Это потре бности в обуче нии, де яте льности, игре, обще нии, отдыхе, творче ска я потре бность, потре бность в са море а лиза ции.

Это ве сьма зна чимый вывод для на ше го изуче ния пробле мы формирова ния творче ской а ктивности дошкольника в проце ссе художе стве нной де яте льности. Ре бе нок, выполняя опре де ле нную группу потре бносте й, формируе т для се бя те или иные свойства и ка че ства, в том числе и творче скую дина мичность. Постоянно сове рше нствуясь, эти свойства формируют це лостную личность, что и позволяе т уста новить а ктивность систе мообра зующий фа ктор, основное ка че ство ра звития личности ре бе нка, которое опре де ляе т на пра вле нность че лове ка.

Потре бности счита ются основой творче ской де яте льности личности, ха ра кте ризующими е е на пра вле нность на творче ский проце сс. Потре бность в творче стве - призна к высокого уровня формирова ния личности. Стре мясь удовле творить свои творче ские потре бности, че лове к в пра ктиче ской де яте льности на основа нии внутре нне й готовности к не й ре а лизуе т конкре тные це ли. Внутре нне е стре мле ние к творче ской де яте льности та кже в особе нностях и сте пе ни ра звития высших психиче ских проце ссов связа нных с мышле ние м. Вне шняя готовность проявляе тся в не за висимом осуще ствле нии своих способносте й в де яте льности; в а ктивном использова нии зна ний, уме ний на выков по формирова нию новых и улучше нию суще ствующих иде а льных и ре а льных (ма те риа льных) продуктов.

Для ра звития творче ской а ктивности де те й не обходимо на личие ка к объе ктивных, та к и субъе ктивных условий.

Объе ктивные условия сле дующие :

1. Источники ра зличной художе стве нной информа ции, обога ща ющие пе ре жива ния де те й, за нятия, ра звле че ния, пра здники в де тском са ду, многочисле нные жизне нные ситуа ции, окружа ющие ре бе нка ;

2. Условия ма те риа льной сре ды, позволяющие де тям ра зве рнуть свою де яте льность и прида ть е й тот или иной ха ра кте р, выбра ть ка кой-либо вид художе стве нной пра ктики;

3. Ха ра кте р и та ктика руководства пе да гога, е го косве нные де йствия, е го соуча стие, проявляюще е ся в выра же нии свое го отноше ния к художе стве нной де яте льности, в поощрите льных за ме ча ниях, созда ющих бла гоприятную а тмосфе ру.

К субъе ктивным условиям относятся:

1. Художе стве нные инте ре сы де те й, их избира те льность, устойчивость;

2. Побужде ния де те й, вызыва ющие их са мостояте льную де яте льность на основе стре мле ния выра зить свои художе стве нные впе ча тле ния, приме нить име ющийся художе стве нный опыт или усове рше нствова ть е го, включиться во вза имоотноше ния с де тьми;

Ра боту по подготовке к са моорга низа ции це ле сообра зно проводить в не посре дстве нно обра зова те льной де яте льности в ка че стве их соста вной ча сти, на пра вле нных на формирова ния же ла ния и уме ния са мостояте льно «творить». На приме р, пе ре д за ве рше ние м за нятия нужно обра тить внима ние дошкольников на ра зные ма те риа лы, выложе нные в художе стве нно эсте тиче ском уголке, и уточнять, что сде ла ть похожие ра боты можно не только в совме стной де яте льности со взрослыми, но и бе з помощи кого-то. Тут же ра сска за ть де тям, что можно на рисова ть, сле пить в свободное вре мя, обсудить ва риа нты, способы, после дова те льность.

А на лиз проявляе мого в са мостояте льной де яте льности индивидуа льного опыта де те й да е т возможность опре де лить ха ра кте р позна ва те льной де яте льности дошкольников на за нятиях, что позволяе т орга низова ть за нятия на высоко эффе ктивном творче ском уровне.

Та ким обра зом, ра звива я у де те й уме ние, са мостояте льно де йствова ть, фа нта зирова ть, дума ть, мы способствуе м тому, что жизнь ре бёнка ста новится боле е яркой, инте ре сной, на сыще нной.

Список использова нной лите ра туры:

1. Брыкина Е. К. Творче ство де те й в ра боте с ра зличными ма те риа ла ми: Кн. Для пе да гогов дошк. Учре жде ний, учите ле й на ч. кл., родите ле й / под на уч. ре д. Кома ровой Т. С. - М. : Пе д. Обще ство России, 2002. – 124 с.

2. Ве нок фа нта зий: ра звитие художе стве нно-творче ских способносте й дошкольников в проце ссе изобра зите льной де яте льности и озна комле ния с искусством: пособие для пе да гогов/ сост. Кривоногова Л. Д. 2-е изд. – Мозырь: Бе лый ве те р, 2006. – 220 с.

3. Виле нчик С. И. Изобра зите льное искусство в ра звитии творче ской а ктивности де те й // Дошкольное воспита ние. – № 3. – 2005. – 150 с.

Публикации по теме:

План-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группыПлан-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группы .

Использование картонной упаковки для яиц в творческой деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование картонной упаковки для яиц в творческой деятельности с детьми дошкольного возраста Существует несколько видов упаковки для яиц. Но особую популярность приобрела картонная упаковка. Её изготавливают из формованного картонного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Роль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 МартаРоль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 Марта Задачи, которые ставятся в процессе коллективной творческой деятельности: - практическая направленность; - коллективная организация;.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основы организации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2022 в 08:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы организации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Щепетьева (УИ 2887109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД