Наталья
Основы науки естествознания и экологического воспитания «Уход за комнатными растениями»
Цель: Познакомить детей с представителями флоры или окружающего мира – комнатными растениями, познакомить с правилами ухода за ними, закрепить знания о растительном мире нашей планеты.
Задачи:
Образовательные: Способствовать познанию мира растений, дать экологические знания, расширять и активизировать словарь по теме.
Публикация «Основы науки естествознания и экологического воспитания „Уход за комнатными растениями“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: Развивать интерес к живой природе, желание больше узнавать об окружающем мире, прививать такое чувство как милосердие.
Воспитательные: Сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе, формировать эстетические чувства.
Оборудование: Кашпо с комнатными цветами, картинки с изображениями ухода за комнатными цветами, набор для ухода за комнатными растениями.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй, маленький цветок (присели)
Здравствуй, утро, здравствуй, день (встали, хлопают в ладоши)
Нам здороваться не лень
2. Знакомство с темой занятия
Педагог. Ребята, какое сейчас время года? (весна) Что происходит весной в природе? (становится теплее, тает снег, появляется трава, распускаются почки, прилетают перелетные птицы). Молодцы, ребята, все правильно сказали.
Педагог. Ребята, а деревья и кустарники уже распустили листву? (нет) а почему? (еще холодно). Правильно, зима еще не до конца отступила, и на улице еще холодно. Деревья не распускают свою листву, чтобы не замерзнуть, а трава еще спит под землей. Ребята, а все ли растения спят зимой? Вам для подсказки у меня есть загадка:
Воздух очищают,
Создают они уют.
На окнах зеленеют,
И зимой цветут.
(комнатные растения)
Педагог. Сегодня наш урок мы посвятим необычайно красивым - комнатным растениям. Но растениям не простым, а тем, которые вы можете увидеть на ваших подоконниках, даже зимой, когда за окном снег, эти растения радуют нас, выделяют кислород в помещении, а некоторые и вовсе очищают воздух!
Педагог. Каким цветом комнатные растения? (зеленые) Кто-нибудь замечал, что некоторые комнатные растения зимой образуют новые листья, а некоторые из них даже цветут. Почему так происходит? (эти растения находятся в помещении, а в помещении тепло. Человек ухаживает за ними.)
Физ. минутка «Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Стук в дверь. Появляется снеговик.
Педагог. Ой, ребята, вы узнали, кто это к нам пришел?
Снеговик. Я не понял, куда я попал, где Дед Мороз? И что это за интересные елки? (показывает на комнатные растения)
Дети. Это не елки, это комнатные растения.
Снеговик. Как их много, для чего они нужны?
Педагог. Ребята ответьте снеговику. (ответы детей: для красоты)
Снеговик. А что они сами по себе растут? У меня никогда не было таких комнатных растений. (обижено)
Педагог. (обращаясь к снеговику). Дорогой снеговик, оставайся у нас на занятие, и мы тебе все расскажем.
Педагог. Ребята, расскажем?
Педагог. Комнатные растения – это кусочек природы у нас дома, и за ним надо правильно ухаживать.
А сейчас мы немножко поиграем.
Игра волшебный мешочек
Дети достают из мешочка инструменты для ухода за комнатными растениями называют и рассказывают для чего они необходимы. Педагог напоминает правила ухода за растениями, обращается к снеговику, чтобы он тоже смотрел и запоминал:
Беседа с учащимися по вопросам с опорой на имеющихся знаниях:
• Полив. Комнатные растения следует поливать тогда, когда верхний слои почвы в горшке подсохнет, посветлеет. Поливать растения нужно водой только комнатной температуры. Летом растения следует поливать чаще, а зимой можно сократить полив. «носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды, а воду растение пьет своими корешками.
• Рыхление – сухой полив, с помощью которого растения дышат, таким образом воздух попадает в почву. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.
• Салфетки и кисточки - стирать пыль с листочков. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми. Листочек нужно положить на левую руку, а в правую взять тряпочку и протереть листочек (демонстрация). У маленьких и с пушистыми листьями – кисточкой, слегка придерживаем снизу левой рукой.
• Пульверизатор или опрыскиватель - многие растения нуждаются в дополнительном увлажнении воздуха. Для этого используют опрыскиватель.
• Ножницы - для обрезки сухих листьев. Повторение технике безопасности.
Пальчиковая гимнастика Подсолнух
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).
3. Практическая часть
Педагог. А сейчас мы вместе поучимся ухаживать за нашими цветочками, ведь они без нашей заботы просто не выживут!
Но в процессе работы будьте осторожны, земля может попасть в глаза, а это опасно!
Дети ухаживают за цветами
Снеговик. Какие вы молодцы, ребята, как вы хорошо позаботились о цветочках, они обязательно отблагодарят вас, будут радовать своей красотой. Вот бы и мне домой на северный полюс такой цветок, а то я кроме елок ничего и не видел никогда.
Педагог. Ребята, давайте подарим нашему гостю растение, снеговик будет заботиться о нем и вспоминать нас добрым словом!
Дарят цветок. Снеговик благодарит и уходит.
Педагог. Ребята, скажите, пожалуйста, кто к нам приходил сегодня? Чему же так сильно удивился Снеговик? А зачем нам нужны комнатные растения? Что нужно делать, чтобы комнатные растения нас радовали круглый год? Как нужно ухаживать за растениями? Как вы думаете у нас получилось рассказать Снеговику о комнатных растениях? Что вам понравилось на нашем занятии? Что не понравилось? Что вам на занятии было трудно делать?
Педагог. Вы – молодцы, ребята. Спасибо вам большое за активность и внимание.