Ирина Пастушенко
Основы формирования навыков здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сбережение и укрепление здоровья основополагающая задача любой государственной политики, сегодня эта проблема отнесена к глобальным проблемам современного мира. Поэтому здоровье детей – задача первостепенная. Известно, что основа здоровья каждого человека закладывается в детстве. Детский организм растет и развивается, поэтому он очень чувствителен к любым воздействиям со стороны факторов внешней среды. Следовательно, в психолого-педагогических исследованиях основы здоровьесбережения давно уже являются актуальными и обращают на себя особое внимание. Важным периодом для развития и заложения основ личностного развития является дошкольный возраст. В этом возрасте не только формируются и вырабатываются черты характера, происходит нравственное развитие, но и происходит процесс укрепления здоровья и физического развития.
Публикация «Основы формирования навыков здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что проблема здоровья «нашей нации» сегодня вышла на передний план и наконец, была замечена российскими законодателями. По данным Министерства здравоохранения уровень здоровья и физического развития детей дошкольного возраста сильно отстает от необходимых норм. Выявляется большое количество различного рода заболеваний, отклонений в здоровье подрастающего поколения. На это оказывают влияние как экологическая ситуация, так и «быстрый, ускоренный темп жизни», при котором приходится жить и развиваться нашим детям.
Изменение социально-экономических условий жизни требует реформирования системы, как дошкольного образования, так и школьного образования. Данные изменения в первую очередь направлены на развитие ребенка и на сохранение его здоровья.
Поэтому в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО) одной из приоритетных задач является – охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, включая и эмоциональное благополучие.
Проблема исследования заключается в том. что в последние годы родители уделяют повышенное внимание интеллектуальному развитию маленьких детей, физическое же развитие и здоровье дошкольников зачастую отходят на второй план. В то время как уровень физической активности и подготовленности детей дошкольного возраста часто не дотягивает до необходимых нормативов. Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста напрямую зависят от взрослых, которые окружают ребенка в семье и дошкольных учреждениях. Неудовлетворительное состояние здоровья дошкольников – серьезный вопрос современного общества.
Проблема здоровьесбережения в условиях современных дошкольных образовательных учреждений остроактуальна, так как от состояния здоровья подрастающих поколений зависит благополучие всего общества. Данная проблема усугубляется сегодня многими факторами, это и неправильное питание, и экологическая обстановка, психологическая атмосфера внутри семьи, занятость родителей.
Поэтому в условиях реформирования дошкольного образования, сегодня уделяется достаточно большое внимание разработке и внедрению специальных здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс дошкольных организаций. Именно применение этих технологий помогают решить задачи по сохранению и подержанию здоровья дошкольников, данные задачи являются приоритетными и основополагающими. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс прочно вошло в практику работы образовательных организаций.
Существует большое количество определений понятия «здоровьесберегающие технологии», а также и классификаций данных технологий.
Чаще всего здоровесберегающие технологии рассматривают как систему мер, включающую комплексное взаимодействие различных факторов среды образования, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. В систему таких мер, которые применяются в условия дошкольных организаций входят : подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия, массаж и самомассаж, динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и т. д., релаксация, занятия о Здоровом Образе Жизни и т. д.
Использование здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Кроме того, внедрение таких технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Применение здоровьесберегающих технологий снижает уровень заболеваемости, повышает уровень физической подготовки, формирует сознательное отношение к здоровому образу жизни, что является очень важным для каждого дошкольника.
Степень научной разработанности темы. В психолого-педагогической литературе имеется достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам здоровья и здоровьебережения дошкольников :
- необходимо отметить таких авторов, как А. И. Аршавский, М. Я. Виленский, В. К. Бальсевич, А. С. Белкин, Б. Б. Егоров, Т. В. Каштанова, Н. К. Смирнов, В. И. Слободчиков, Г. Н. Сердюковская, С. С. Лебедева, В. М. Розин, К. Д. Ушинский и других