Магалицкая Ксения
Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение
Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников
Введение
Все мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе. В некоторых школах чистописание является предметом школьного преподавания обучение красивому четкому письму.
Публикация «Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников» размещена в разделах
Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.
Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.
Графические навыки письма – это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. Однако, в отличие от других двигательных навыков, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.
Наличие данных особенностей и трудностей обучения детей каллиграфическому письму делают избранную нами проблему особенно важной. Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.
Над решением данной проблемы работали известные русские педагоги, психологи, методисты, такие, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. Д. Ушинский, И. Г. Агаркова, В. А. Илюхина и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство красивого письма, т. е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.
Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников
Методика обучения письму существенно менялась в различные периоды развития. В 1968 г. была проведена перестройка в практике, целью которой было обеспечить быстрое овладение учащимися навыков письма, ликвидировать трудности, связанные с каллиграфией, уменьшить количество часов, необходимых на формирование навыка. В то время практика школы не оправдывала эти ожидания, более того - убедительно показала, что введение новой системы обучения было не только физиологически не обосновано, но и методически весьма слабо подкреплено. Несоответствие методики обучения возрастным возможностям первоклассников привело в ряде случаев к «самодеятельности» учителей, к возникновению значительных трудностей у учащихся. Поэтому прежде чем начинать процесс обучения письму, следует знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей, пришедших в школу, т. е. определить степень готовности к школьному обучению. У детей младшего школьного возраста проходят качественные и структурные изменения головного мозга. Он увеличивается в среднем до 1 кг 350 г. Особенно сильно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Проходят изменения в протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника : повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков.
Однако следует учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей дошкольного возраста. Ряд исследователей отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому всякое перенапряжение опасно для ребенка.
Костно-мышечный аппарат детей до 10 лет отличается большой гибкостью, поэтому в младшем школьном возрасте встречаются случаи искривления позвоночника как следствие неправильной посадки. Это неблагоприятно влияет на рост и формирование грудной клетки, уменьшает жизненную емкость легких, что затрудняет развитие организма в целом и влияет на процесс обучения детей письму. Злоупотребление упражнениями в письме или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. В дошкольном возрасте идет и медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности, для младшего школьника представляют трудность [5].
Именно в младшем школьном возрасте закладываются предпосылки и условия формирования наиболее сложного вида речи - письма. Л. С. Выготский писал, что «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руку карандаш и показывает, как надо писать буквы» [7].
Формирование этой способности своими истоками восходит к началу дошкольного детства и связано с появлением графической символики. Если ребенку 3-4 лет дать задачу записать и запомнить фразу, то сначала ребенок как будто «записывает», чертит на бумаге что-то совершенно бессмысленное, оставляя на ней ничего не значащие черточки, каракули. Однако в дальнейшем, когда перед ребенком ставится задача «прочитать записанное», то в результате наблюдения за действиями ребенка создается впечатление, что он читает свои изображения, указывая на вполне определенные черточки или каракули, как будто для него они действительно обозначают что-то конкретное. Для ребенка данного возраста нарисованные черточки, по-видимому, что-то значат и превратились уже мнемотехнические знаки - примитивные указатели для смысловой памяти. С полным основанием, замечает Л. С. Выготский, мы можем видеть в этой мнемотехнической стадии первую предвестницу будущего письма. Просто детский рисунок в сущности и является своеобразной символьно-графической предпосылкой письменной речи ребенка.
Ребенок довольно рано обнаруживает тенденцию записывать короткие слова или фразы штрихами соответственной длины, а длинные -большим количеством каракулей. Дальнейшее развитие письма идет по пути превращения недифференцированной записи в настоящий знак. Штрихи и каракули постепенно заменяются осмысленными фигурами и картинками, а они в свою очередь уступают место письменным знакам.
Исходя из этого, Запорожец А. В. отмечает, что в образовании какого-либо навыка, в том числе и навыка письма между ориентировочными и двигательными исполнительными реакциями имеют место сложные и изменяющиеся отношения. Так, на ранней стадии развития дети выполняют действия методом «проб и ошибок». В дошкольном возрасте решающее значение приобретает двигательно-тактильная ориентировка в обстоятельствах. А в младшем школьном возрасте ребенок овладевает уже способами чисто зрительного исследования. Глаз предвосхищает, определяет исполнительные движения, поэтому и становится возможной ориентировка не только в пределах воспринимаемой, но и представляемой ситуации.
Очень важной в этом возрасте, по мнению психологов, является совместная деятельность, о которой писал Выготский Л. С: «Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры». Поэтому совместная деятельность — это необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной, она порождает инициативу школьника и благоприятно влияет на становление каллиграфического навыка.
Следует также отметить тот факт, что в психологии и методике особое место отводится периоду, в ходе которого приобретаются дифференционные действия, которые складываются в дошкольном возрасте в ходе двигательного развития и происходит специализация левой и правой руки. Для ребенка, поступившего в школу, становится чрезвычайно важным окончательно определиться со специализацией левой и правой руки.
В возрасте от 6 до 10-11 лет устанавливается одностороннее доминирование руки и всех симметричных частей тела, наделенных автономной двигательной функцией. Когда ребенок готовится к школе или поступает в первый класс, может оказаться, что доминирующая рука еще не определена. У такого ребенка сразу же возникает множество проблем. Конечно, преобладающее большинство детей становится правшами, левши - исключение. Однако левши все-таки встречаются среди младших школьников, и обучение таких детей письму становится школьной проблемой.
Чаще встречаются два случая:
1. когда нельзя определить доминирующую руку;
2. когда обнаруживается гетерогенность результатов: преобладает правая рука; или ребенок пишет правой рукой, но режет ножницами левой.
В подобных случаях рекомендуется руководствоваться здравым смыслом. Если ребенок по большей части признаков является левшой, ему лучше писать левой рукой. Если он «легкий» левша, или двурукий, или «легкий» правша, ему лучше учиться писать правой рукой.
Учитывая эти особенности, учитель ставит перед собой задачу - научить ребенка писать в соответствии с установленными графическими нормами. Обучение графическим и орфографическим навыкам тесно связано между собой и идет одновременно. Научить ребенка писать - это, с одной стороны, значит, научить сидеть при письме, держать ручку, тетрадь, выполнять теоретические правила написания букв, соблюдая определенный наклон, высоту, протяженность букв. В то же время графические навыки относятся к двигательным навыкам, при овладении которых отличаются же особенности и трудности, что и при формировании сложных, тонко координированных действий. При выполнении двигательного акта письма требуется тонкая и совершенная координация движений, длительная фиксация суставов в определенном положении. Кроме того, письмо связано с возрастанием воздействия на все мышцы туловища значительной статической нагрузки, обусловленной неподвижной позой.
Мы уже отмечали, что у первоклассников, а особенно у шестилеток, слабо развиты мелкие мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, низкая выносливость к статистическим нагрузкам, несовершенная нервная регуляция движений. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка шести-семи лет и, следовательно, требует строго нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.
Но, в противовес физиологическому развитию, психологическое развитие, а именно познавательная сфера, претерпевает большие изменения, которые оказывают благоприятное влияние на развитие каллиграфического навыка. Так, в этом возрасте, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, от примитивных приемов запоминания учащиеся переходят к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Восприятие также изменяется. Если раньше оно носило непроизвольный характер, то в данном возрасте оно становится произвольным. Такое существенное развитие процесса восприятия учитель должен использовать соответствующим образом, т. е. научиться руководить им. В этом возрасте формируется и способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах, что особенно важно при обучении детей письму. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер, что оказывает благоприятное воздействие на процесс запоминания написания элементов букв.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений - таковы характерные черты письма первоклассников на начальных этапах формирования навыка.
Специальное изучение ряда качественных параметров почерка, временной организации движений и биоэлектрической активности мышц при письме детей, начинающих обучение с 6 и 7 лет, показало, что для шестилеток эта задача гораздо более сложная, чем для семилеток, а различия в скорости письма и величине мышечного напряжения существуют не только в первом классе, но сохраняются на втором и третьем году обучения. Эти особенности необходимо учитывать при обучении письму в начальной школе, так как несоответствие методики обучения объективным закономерностям формирования навыка тормозит его совершенствование.
Важным требованием к письму в начальной школе является увеличение скорости письма. При этом не должна изменяться графическая картина. Письмо должно быть быстрым и красивым. Однако научить школьника писать быстро - задача еще более сложная, чем научить писать красиво. Пределы скорости выполнения движений тесно связаны не только с этапами формирования навыка письма, но и с возрастными особенностями двигательной функции, нервной регуляции движений.
Нарастание темпа письма происходит постепенно на протяжении всех лет обучения, достигается увеличением не только скорости написания отдельных элементов, но и слитности на письме, сокращением пауз между отдельными движениями, постепенным уменьшением размеров букв, применением наиболее рациональных соединений между буквами, увеличением связанности при письме. Но при всем при этом следует учитывать тот факт, что увеличение количества букв, пишущихся безотрывно, приводит к быстрому утомлению, нарушению графической правильности, неустойчивости почерка.
По данным психологов, на первых этапах развития навыка письма каждое движение (элемент буквы, буква) является предметом специального осознанного действия, и только постепенно, по мере формирования навыка отдельные элементы объединяются.
Особенность письма младших школьников — выполнение графического элемента, буквы, слога и слова при задержке дыхания, на воздухе. С этой точки зрения безотрывное письмо слов, а значит длительная задержка дыхания, будет дополнительным фактором, отрицательно сказывающимся на функциональном состоянии организма в целом.
Связанное письмо должно быть естественным результатом формирования навыка возрастного совершенствования координации движений, а не искусственно навязанным требованием, не соответствующим функциональным возможностям ребенка, затормаживающим развитие навыка, а порой и приводящим к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.
Относительно неподвижная поза, в которой сидит ученик при письме, создает неравномерную нагрузку на мышцы правой и левой полвины туловища. Эта поза, утомительная для мышц руки, способствует формированию неправильной осанки. Письмо, кроме того, связано с большим напряжением зрения. Поэтому так важно соблюдение всех гигиенических требований, прежде всего требовании к непрерывной продолжительности этого вида деятельности. [3].
Следует также отметить, что овладение написанием букв есть процесс овладения знаковой деятельностью. С первоначальными элементами письменной речи ребенок знакомится еще до школы. Наряду с обучением современные родители, как правило, учат ребенка написанию букв. Написание им самим буквы выступает для него в полифункциональном значении: как обозначение предметов и обозначение звуков. Поэтому для иного ребенка буква «Д» выступает как изображение дома, прежде чем как соответствующий звук. Кроме того, ребенок может идентифицировать букву со именем: «Д – Дима, моя буква!» В то же время отдельные буквы сразу начинают обозначать для ребенка знак звука. Постепенно ребенок начинает понимать, что письменная речь – это своеобразная трансформация устной речи, что за буквами как за знаками стоит их звуковое содержание. Ребенок постепенно открывает звуковую функцию письменной речи, а затем внимание ребенка переходит от самих знаков на означаемое – смысл.
Выводы:
Методика становления и развития каллиграфического письма прошла длительный период своего развития. Она претерпела существенные изменения. Но в настоящее время разработаны основные направления по формированию красивого и четкого почерка.
Для современной методики обучения элементарному письму графический навык представляет собой сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и руководительного.
Связанное письмо должно быть естественным результатом формирования навыка возрастного совершенствования координации движений, а не искусственно навязанным требованием, не соответствующим функциональным возможностям ребенка, затормаживающим развитие навыка, а порой и приводящим к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.
Обучение письму требует специальной подготовительной работы. Среди учащихся шестилетнего возраста много таких, которые отличаются неудовлетворительным развитием моторики.