Галина Бояршинова
Основы безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрывается значение безопасности жизнедеятельности дошкольников. ОБЖ должны занимать важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствовать развитию важнейших навыков обеспечения безопасности детей.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дети дошкольного возраста, игра, ОБЖ, урок.
Публикация «Основы безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.
Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
Родился волчонок.
Он в логове жил.
Он жил под защитой.
Он с мамочкой был.
Мир краски ему свои раскрывал,
Но вскоре волчонок опасность познал.
Из логова вышел волчонок гулять,
Тут ястреб напал, и волчонок бежать.
И взрослые лисы пытались догнать,
И рысь из кустов хотела напасть.
Заплакал волчонок: "Где мама моя?"
Волчица примчалась в защиту дитя:
"Ты мал, мой Волчонок, без мамы гулять.
Свою безопасность учись сохранять.
Опасность и боль - две подруги-сестрицы,
Послушай совет своей мамы-Волчицы. "
Юлия Кирсановва
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в условиях социального, природного и экологического неблагополучия.
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохраняющему поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасным для него. В детском саду безопасность обеспечивается администрацией учреждения и работниками учреждения, а задача родителей - знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка. В случае выявления несоответствий родители должны уведомить об этом ответственных лиц.
Деятельность администрации по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду ведётся по следующим направлениям:
• охрана труда работников сада;
• охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий);
• гражданская оборона;
• антитеррористическая защита.
Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду планомерно ведется в течение года:
1. разработка, корректировка и утверждение необходимой документации регулирующей вопросы безопасности в ДОУ;
2. контроль за соблюдением требований противопожарного, антитеррористического, контрольно-пропускного режима посетителями и сотрудниками ДОУ;
3. размещение наглядной агитации и памяток, обновление стендов безопасности актуальной информацией, проведение бесед с детьми и родителями на темы безопасности жизнедеятельности;
4. инструктажи и обучение сотрудников ДОУ по программам в следующих областях: «охрана труда», «пожарная, антитеррористическая и электробезопасность», «гражданская оборона и чрезвычайные ситуации»;
5. проведение плановых медосмотров сотрудников;
6. проверка технического состояния и обслуживание первичных средств пожаротушения, АПС, домофонов, телефонной связи, КТС, вентиляции, электрооборудования и его заземления и т. д.
7. проверка эвакуационных выходов, подвальных помещений, крыши;
8. проверка качества огнезащитной обработки, при необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитным составом;
9. проведение учебных эвакуаций сотрудников и воспитанников;
10. проведение обучающих занятий и мероприятий с воспитанниками по основным вопросам безопасности жизнедеятельности и т. д.
Работа с детьми начинается с формирования представлений о себе: привитие культурно-гигиенических навыков, знакомство со своим организмом и бережное отношение к нему, воспитание самостоятельности и ответственности. Далее рассматриваются проблемы безопасности жизнедеятельности детей: ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице. Укрепить ценные гигиенические привычки помогают веселые поговорки, пословицы, стихи, а также шефство старших дошкольников над малышами. Детям дошкольного возраста свойственно эмоционально-образное, интуитивное восприятие окружающего. Поэтому в работе с ними целесообразно использовать средства, воздействующие на зрение и слух, на кинестетический (двигательный, обонятельный и тактильный анализаторы.
В работе с детьми педагоги используют пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, дыхательные упражнения, психогимнастику. Включают в целостный педагогический процесс оздоровительные паузы.
В формировании основ личной безопасности используются сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, игры-драматизации, подвижные игры, спортивные эстафеты, музыкальные развлечения на тематику личной безопасности. Игры способствуют формированию знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.
Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды. Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети - родители). Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.
В своей работе я применяю различные способы обучения детей безопасному поведению: Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций на которых изображены опасные ситуации, заставляющие думать и делать выводы о неправильном поведении; Моделирование и анализ заданных ситуаций («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, а я остался один», «Как бы ты поступил?», «Я потерялся»); Знакомство с художественной литературой («Кошкин дом», «Как человек подружился с огнем», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки» и т. д.); Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Ядовитые грибы и растения», «Собери дорожные знаки» и т. д. ; Проведение бесед с представителями (инспекторами) отдела ГО и ЧС, полиции, пожарной части, ГИБДД; Конкурсы поделок и рисунков на тему безопасности; - Проведение родительских собраний на актуальные темы касающиеся безопасности детей.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые хотят жить в безопасном мире и мы, взрослые, которые можем помочь сформировать навыки безопасного поведения дома, в детском саду и в целом мире, подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями.