Карпова Ольга
Основные средства развития речи у неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основные средства развития речи у неговорящих детей.
Воспитатели: Карпова О. Л., Архипова Р. С.
Основные средства развития речи у неговорящих детей.
Публикация «Основные средства развития речи у неговорящих детей» размещена в разделах
- Неговорящие дети
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Умственное и речевое развитие ребенка тесно взаимосвязаны между собой. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне глубокого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
У воспитанников с умственной отсталостью оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются: реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
При умственной отсталости в различной степени нарушены высокоорганизованные сложные уровни порождения речевого высказывания: (смысловой, языковый, требующие сформированности операций анализа и синтеза, обобщения и сравнения, абстрагирования.
Сенсомоторный уровень речи у детей данной категории страдает по-разному. Нарушение речи у детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам и стойкости, поэтому требуют дифференцированного подхода при организации коррекционно-образовательного процесса, создании специальных условий для внедрения различных форм, методов и технологий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями и склонностями.
В работе по развитию речи следует учитывать определенное своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений у детей об окружающем мире, примитивности интересов и снижения активности в различных видах деятельности. Поэтому работу по развитию речи необходимо начинать как можно раньше с учетом основных направлений коррекционного воздействия это:
1. создание на учебном занятии, воспитательных мероприятиях предпосылок речевого развития.
2. активное развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Важно соблюдать комплексный подход в коррекционно-развивающем обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.
К средствам развития речи детей можно отнести любую деятельность, которую направляет, планирует и которой руководит взрослый. Это обучение, игра, бытовая и повседневная деятельность, труд, наблюдение, восприятие произведений искусства, экскурсии, праздники и развлечения и др.
Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития у детей познавательных способностей, усвоение ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словарного запаса, формирования речевых умений и навыков. Основная форма обучения – занятие.
В работе с детьми выделяются такие типы занятий:
-занятия по сообщению нового материала;
-занятия по закреплению умений и навыков;
-занятия по обобщению и систематизации знаний;
-итоговые, проверочные занятия;
-комбинированные (объединенные).
Планируются оптимальные варианты для занятий:
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.
2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения.
3. Оптимальная интенсивность нагрузки.
4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.
6. Связь содержания занятия с жизнью, опора на опыт детей.
7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.
8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.
9. Эмоциональный положительный фон занятия.
10. Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным подходом.
11. Применение разнообразных форм закрепления материала на занятии и в другой деятельности.
12. Речевая активность каждого ребенка.
13. Учет результатов занятия.
Не весь материал по развитию речи может быть преподнесен путем обучения на занятии. Большая группа словаря, бытового, природоведческого характера и других, легче усваивается в практической деятельности. Обучение сочетается с другими средствами развития речи : это предметная и игровая деятельность, самообслуживание, ручной и хозяйственно-бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная деятельность. Эти виды деятельности являются эффективным средством формирования навыков речевого общения, активизации словарного запаса разговорной речи. Естественные жизненные ситуации, понятные ребенку, способствуют развитию его речевой активности, самостоятельным высказываниям, формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Важно учитывать, что у детей с проблемами в развитии обучение развивается с очень большим опозданием, ставятся цели - развивать общение с взрослыми, учить детей обращаться с просьбами, учить детей выполнять элементарные поручения.
Дети не умеют общаться между собой, не испытывают в этом потребности. Это значит, у них отсутствуют коллективные виды деятельности, прежде всего - игра. Для развития предметной деятельности, формирования предпосылок общения между детьми, создаются ситуации, требующие общения, выбираются средства общения, оказывается помощь в организации совместной деятельности детей.
В работе воспитателя, по развитию речи применяются разные группы методов и в основном - в сочетании : наглядные (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, беседа, чтение стихов, рассказ); практические (игра, практические действия, труд).
Словесные приемы:
- речевой образец,
-прием имитации;
-объяснение;
-указания;
-словесное упражнение;
-повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое);
-вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые);
-оценка детской речи.
Активно используются наглядные приемы, такие как:
-показ предмета, движения, игрушки, картинки;
-показ с называнием;
-приемы работы с техническими средствами обучения (кинофильмы, мультфильмы, просмотр и прослушивание сказок, детских телепередач и т. д.).
Для систематизации и контроля за усвоением предложенного детям материала и последовательностью усложнения задач, важно включить в свою работу поэтапное обучение детей развитию речи.
Основные задачи коррекционного процесса, это:
- развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;
- учить предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи;
- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
- формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям;
- вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;
- учить детей выражать желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.
Например:
Задание 1. Покажи предметы из ближайшей окружающей обстановки (по просьбе).
Задание 2. Покажи знакомых близких людей (по просьбе).
Задание 3. Покажи (по просьбе) простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
Задание 4. Покажи по словесной инструкции действия на себе (на картинке) : ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
Задание 5. Учить понимать вопросы: Что? Кого? Которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?
Задание 6. Учить понимать вопросы: Кто это? Что это? Кто? Что? Выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?
Задание 7. Учить понимать вопросы: Где? Куда? Откуда? Над чем? - выясняющие местонахождение предметов.
Задание 8. Учить понимать вопрос («Чем»)
Задание 9. Разложи предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).
Задание 10. Разложи картинки в нужной последовательности.
Задание 11. Учить понимать вопросы к простой сюжетной картине.
Задание 12. Учить совершать действия с отобранными предметами по инструкции.
Используем игровые комбинации и элементы игр:
«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».
Особое место отводится игре.
1. Игра должна быть интересна детям.
2. Игра избирается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей и решает задачи коррекционного развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ.
3. Начальный этап включает в себя развитие понимания обращенной к ребенку речи.
4. Игра должна обучать предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи, где в процессах развития и воспитания детей, успешно и эффективно используются игры.
Например:
«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие, «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку», «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».
5. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением.
Например:
Задание 1. Научить детей узнавать игрушки по их описанию.
Задание 2. Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению.
Задание 3. Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию и др.
Задание 4. Учить узнавать предметы по назначению.
- Чем будешь мыть руки?
- Чем будешь чистить зубы?
- Что наденешь, когда пойдешь гулять? и т. п.
6. Обучать детей демонстрировать и передавать свои желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением. Формировать у детей интерес к игрушкам, игре, обучать детей игровым действиям.
Ставиться задача в виде заданий:
Задание. Стимулировать выполнения отраженных действий.
- Сделай, как я.
- Покажи, как зайчик прыгает.
- Уложим кукол спать.
- Оденем Катю на прогулку.
- Построй ворота.
- Построй башню.
- Опусти шарик в коробку.
- Спрячь шарик в ладошках.
- Почтовый ящик.
7. Игра должна соответствовать программному содержанию. Целесообразно провести подготовительную работу, направленную на уяснение правил, игровых действий, цели.
8. Педагог руководит игрой, оказывая детям дифференцированную помощь. Система работы по формированию речи у не говорящих детей с проблемами в развитии предполагает использование разнообразных методов и приемов работы, дидактического наглядного материала.
9. Формирование у детей необходимости социальных умений навыков. Научить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи. Естественные бытовые ситуации требуют общения. Педагог задает естественные вопросы.
Например: - Хочешь пить? Дать еще? Пойдешь домой?
Используем игры -задания:
Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки).
Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке).
Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку).
Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину).
Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.).
Словесное подражание может быть в любой форме, без исправлений недостатков со стороны взрослого.
Следующие этапы по обучению развития речи детей с нарушением интеллекта, включают в себя последовательную цепочку занятий, игр, упражнений и т. д. А также ставят новые задачи такие как: обогащение словарного запаса у детей и его активизации, расширение пассивного словаря, выделение на слух и произношение ударного слога, употребление в речи однословных и двухсловных предложений, развитие речевой подражательности и т. д. Работа по развитию речи эффективнее проходит в игре. Игра основная форма речевого развития ребенка. В игре дети общаются. Игра побуждает ребенка выразить мысль звуком, отдельной вокализацией, слогом, словом.
Анализ научно- методической литературы и опыт педагогической работы позволяет предположить, что несфомированность связной речи у детей с умственной отсталостью определяется особенностями их познавательной деятельности (уровнем интеллекта) и социально-педагогической запущенностью. Важно отметить, что при специально организованной педагогической среде и дифференцированно направленной коррекционной работе возможно улучшить состояние речи воспитанников, качественно повысить ее уровень.
Список литературы.
1. Белякова Л. И. «Недоразвитие и утрата речи». М., 2010 г.
2. Богусловская В. М, Смирнова Е. О. «Развивающие игры». М., 2014 г.
3. Ермолаева В. М. «Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками». М., Издательство «Институт практической психологии», 2014г.
4. Носкова Л. П. «Развитие речи детей». Академия развития, Ярославль, 2016г.
5. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей». Академия развития, Ярославль, 2014 г.
6. Певзнер С. М. «Дети – олигофрены» М. ,2015 г.
7. Фадина Г. В. «Специальная дошкольная педагогика». М. 2015 г.