Мингалимова Татьяна
Основные составляющие готовности к школе
▼ Скачать
Основные составляющие готовности к школе.
Старший дошкольный возраст характеризуется доминирующей познавательной активностью, формированием самооценки, эмоционального и волевого становления личности.
В этом возрасте закладывается фундамент будущей взрослой личности. Выстраивается структура мотивов, формируется адекватный ответ на новые социальные требования, меняется тип мотивации, закладывается основа произвольного поведения.
Публикация «Основные составляющие готовности к школе» размещена в разделах
У ребенка постепенно формируется готовность к академическому обучению.
Подготовка к школе- одна из самый важных задач обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Именно то, как будет проходить подготовка, из каких аспектов она будет складываться, зависит дальнейшее школьное обучение.
Эта проблема стоит очень остро в наше время.
В данный момент существует достаточно много мифов о том, как растут и развиваются дети дошкольного возраста. Например, что чем раньше ребенок идет в школу, тем легче и быстрее ему дается школьное обучение. Но это совсем не так. Наша задача разобраться в физиологических процессах, которые необходимы при обучении в школе.
Каждый ребенок развивается индивидуально. И у каждого из детей свой темп развития нервной системы, мочеполовой системы, сердечно-сосудистой системы, костной системы и др. ни в коем случае нельзя форсировать развитие каких-либо органов. Закон «всему своё время».
Итак, для начала давайте определимся с оптимальным возрастом поступления в школу-это возраст 7 лет. Именно к этому моменту ребенка окрепла костная система и она готова выдерживать школьные нагрузки, многие мозговые структуры, которые необходимы для школьного обучения также дозрели. Но стоит отметить, что не каждый ребенок 7 лет готов к школе.
Поступление в школу — это сложный, даже в какой- то степени переломный момент в жизни ребенка, т. к. меняется уклад жизни, меняется окружение, задачи, которые выдвигает общество.
Проанализировав отечественные и зарубежные исследования, можно выделить три составляющих готовности к обучению — это физическая, психологическая и социальная. Компонентов у каждой составляющей немало, попробуем с ними разобраться.
Физическая готовность к обучению — это определенный уровень развития всех систем организма, при котором ребенок не испытывает переутомления, напряжения. Ежедневные учебные нагрузки не вредят ему и его здоровью.
Можно сказать, что у организма есть определенный «запас прочности», который помогает ему адаптироваться к новым условиям.
Физическая готовность к школе включает в себя развитие координации движений, развитие осанки, корпуса, развитие зрительно-моторной координации, пространственных представлений, чувства ритма, мануальный праксис. Все это ляжет в крепкий фундамент академического обучения.
Для того, чтобы ребенок мог с легкостью осваивать школьную программу его не должно беспокоить состояние его организма, он должен иметь нормальный рост, объем груди, вес, мышечный тонус. В организме не должно происходить воспалительных процессов, т. к. они будут занимать огромный ресурс.
Соответственно, родителям, воспитателям ДОУ необходимо заботиться о физическом развитии и самочувствии ребенка еще до поступления в школу.
Для физического развития детей необходимо выполнять упражнения, двигательные действия, которые направлены на реализацию физического потенциала. С одной стороны это выглядит как конкретное действие, с другой, многократное повторение данного действия.
Плюс в том, что любое физическое действие/упражнение можно адаптировать под образовательный процесс и добавить к нему когнитивные задачи.
При выборе упражнений стоит обратить особое внимание на то, какой общий физический эффект это упражнение дает. Положительное, разностороннее влияние на организм ребенка оказывают динамические упражнения. Они «заставляют» работать мышцы всего организма, и соответственно, и весь организм в целом, т. к. происходит попеременное напряжение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в суставах, например, бег, прогулка на велосипеде, прогулка на лыжах, коньках, пешая прогулка, прямые и боковые наклоны и т. д. казалось бы это, простые и привычные действия, но они вызывают усиленную циркуляцию крови, которая будет способствовать доставке в организм питательных веществ- белки, жиры, углеводы, витамины, кислород- это все будет влиять на укрепление мышц скелета, рост и т. д.
Первое, что нужно включить в физическую подготовку к школе-это зарядка. К сожалению, многие забывают ее выполнять или игнорируют вовсе, но она несет колоссальную пользу для организма. Зарядка-это набор упражнений, который помогает «разбудить» все системы человека, т. к. во время сна замедляется циркуляция крови, происходит снижение умственной активности, затормаживается метаболизм.
В литературе и наглядных материалах представлены варианты проведения зарядки с детьми.
В 7 лет ребенок достигает определенного уровня психического развития, и как отмечают многие авторы, происходит кризис 7 лет-рождение социального «Я». Здесь стоит отметить психологическую составляющую готовности к школе. На самом деле-это очень ёмкое понятие и здесь хочется выделить следующие критерии, которые относятся к данной готовности : эмоционально-волевая, интеллектуальная готовность. Суть в том, что ребенок должен быть готов принять новый статус-статус школьника. Уметь адекватно реагировать на требования окружающих, критически оценивать обстановку, последовательно излагать свои мысли, находить причинно-следственную связь — это все необходимо для того, чтобы разрешать более сложные задачи, предъявляемые ребенку. От успешного решения которых напрямую зависит познавательная деятельность.
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает наличие у ребенка определенных знаний и кругозора. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, смысловым запоминаем, обобщенными формами мышления.
Эмоционально-волевая готовность к школе-это когда ребенок может ставить цель и достигать ее, понимает зачем он это делает, способен преодолевать трудности, может произвольно контролировать свое поведение, а также может оценить результат своего действия.
Практика показывает, что эмоционально-волевая готовность успешно формируется, если в старшем дошкольном возрасте ребенок познавал новый материал через игру. Игра является важной частью жизни дошкольника. Как правило, тот ребенок, который «не доиграл», школьную программу осваивает более сложно и процесс адаптации проходит значительно медленнее, в отличие от сверстников, у которых игровая деятельность сменилась на учебную мотивацию. Игровая деятельность должна смениться познавательной и перерасти в учебную мотивацию, по большей части это происходит к 7-8 годам.
Методы диагностики психологической готовности к школе приведены в папке Наглядные материалы.
Социальная готовность к школе — это еще один важнейший критерий при подготовке к школе. Это те навыки, которые нужны ребенку для существования в коллективе. Школьная жизнь заключается в том, что ребенок теперь будет находится в разных сообществах, находиться в разных отношениях. Желательно выстраивать бесконфликтное общение с окружающими, это более продуктивно.
Теперь ребенку придется принять ту сторону, что не всегда может следовать своим импульсам и желаниям, нужно считаться с окружающими.
Основные составляющие социальной готовности :
Умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы. - Умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива;
- Умение налаживать отношения со взрослыми. Будущий ученик не должен бояться отвечать на вопросы учителя, сам задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи, высказать свою точку зрения.
Также в рамках социальной готовности хочу отметить такие важные темы, как финансовая грамотность, половое воспитание, умение пользоваться гаджетами и понимание принципов социальных сетей. Это ответственность родителей, донести необходимую информацию экологичным образом для ребенка.
Тесты и техники для определения социальной готовности представлены в наглядных материалах.
Для того, чтобы избежать трудностей в школьном обучении рекомендуется в возрасте 5 лет пройти нейропсихологическую диагностику, дабы выявить сильные и слабые стороны ребенка. До 7 лет у Вас будет достаточно времени, чтобы слабые стороны превратить в сильные.