Юлия Зубченко
Основные подходы к проблеме развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в научной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривая основные подходы к проблеме развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста необходимо отметить, что функциональное назначение термина «развитие исследовательской активности» состоит в том, чтобы вооружить детей знаниями, умениями и навыками, развивать их исследовательские способности и личностные качества, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей в разных видах деятельности.
Публикация «Основные подходы к проблеме развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в научной литературе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Рассмотрим понятия «активность» и «исследовательская активность» более подробнее.
В словаре С. И. Ожегова активность трактуется как энергичный, деятельный и противопоставляется пассивному (48).
В психологическом словаре, понятие «активность» рассматривается как деятельное состояние организма человека, как условие существования и поведения (52).
С. Н. Горюнова рассматривает два вида активности : внешнюю и внутреннюю. При этом внешняя активность сравнивается с поведением, а внутренняя - с познавательными процессами (15).
В российской педагогической энциклопедии понятие «активность» представляется как деятельное отношение к миру, как способность делать общественно-значимые преобразования, как в духовной, так и материальной среде, используя исторический, общественно значимый опыт человечества (57).
Несмотря на исследования ученых в различных областях, единого общепризнанного определения исследовательской активности нет. Многие авторы определяют исследовательскую активность детей дошкольного возраста по-разному.
О. В. Дыбина, в своих исследованиях активность рассматривают как особенность человека, которая проявляется вместе с развитием инициативности и проявляющаяся в разных видах деятельности: в творчестве, в учебе, в играх, в спорте и т. д.) (21).
Н. Н. Поддъяков выделяет два типа детской исследовательской активности : собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная исследовательская активность ребенка - это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Автор отмечает фазовый характер собственной исследовательской активности ребенка : в повседневной жизни и в образовательной деятельности собственная исследовательская активность дошкольника сменятся его совместной исследовательской активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной исследовательской активности и т. д. Отсюда следует, что исследовательская активность целиком инициируется самим объектом – ребенком и продиктована его внутренним состоянием (53).
В исследованиях А. И. Савенкова отмечается, что для ребенка легче изучать новое, незнакомое, проводя исследования, эксперименты. Делая на их основе собственные суждения и выводы, а не получать в готовом виде уже добытые другими знания (59).
В современных публикациях проблему развития исследовательской активности рассматривают в разных аспектах. В. А. Авдонина, О. А. Арефьева, Т. А. Бандура и др. характеризуют исследовательскую активность, как процесс тесно связанный с исследовательской, экспериментальной деятельностью (2; 3; 4).
А. А. Выскорко, С. Н. Горюнова в своих публикациях отмечают, что развитие исследовательской активности непосредственно связано с интеллектуальным уровнем дошкольника (10; 15).
Т. В. Орлова, И. Л. Паршукова и др. связывают развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста с созданием пространственно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении (49; 50).
О. А. Еник, А. С. Кузьмина отмечают роль познавательного интереса и эмоциональной привлекательности в развитии исследовательской активности (22; 36).
О. Л. Эпова обращает внимание на то что, развитие исследовательской активности непосредственно тесно связано с развитием любопытства и любознательности, направленной на исследование окружающего мира, где:
- любопытство – простая стадия избирательного отношения к предмету или явлению, которая обусловлена чисто внешними характеристиками и обстоятельствами. На этапе проявления любопытства субъект довольствуется занимательностью и необычностью предмета или явления, что является первотолчком к проявлению исследовательской активности;
- любознательность – активное видение окружающего мира, которое характеризуется стремлением субъекта проникнуть за пределы внешних характеристик и обстоятельств предмета или явления ранее усмотренного. На стадии проявления любознательности можно заметить сильные эмоциональные проявления: удивление, восторг, радость познания, удовлетворенность. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке возникших загадок (111, с. 119).
По мнению О. Л. Эповой, любопытство и любознательность «взаимодействуя» с исследовательской активностью характеризуют ее повышенной устойчивостью, целенаправленностью на познаваемый предмет или явления, где главное место отводится исследовательским мотивам (111, с. 121)
А. И. Иванова, А. И. Савенков рассматривают развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования и отмечают, что исследовательская активность тесно связана с освоением следующих исследовательских умений :
- умения исследовательского поиска;
- умения наглядной фиксации хода и результатов экспериментирования;
- умения пользоваться оборудованием;
- умения осуществлять совместное исследование и поиск (25; 60).
А. И. Савенков представляет общие методические рекомендации, направленные на развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста :
- дать возможность действовать ребенку самостоятельно и независимо;
- не сдерживать проявления инициативы;
- избегать прямых инструкций;
- не спешить оценивать результаты (59).
Для проведения детских исследований, опытов и экспериментов, игр и упражнений А. И. Савенков рекомендует использовать следующие задания, направленные на развитие исследовательской активности :
- уметь видеть проблему;
- уметь задавать вопросы;
- уметь выдвигать гипотезы;
- уметь давать определения понятиям;
- уметь классифицировать;
- делать выводы и умозаключения;
- уметь структурировать материал;
- уметь доказывать и защищать свои идеи (58).
А. И. Савенков отмечает, что исследовательская активность способствует развитию у дошкольников следующих знаний и умений:
- самостоятельно доказывать и объяснять неизвестные ранее факты, явления, процессы, закономерности;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать закономерности и явления;
- рассматривать одни и те же явления под новым углом зрения, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить опыты и эксперименты применяя научные методы : теоретический анализ, синтез, моделирование и т. д. ;
- находить несколько вариантов решения проблемы, применять более рациональный;
- оценивать свою работу исследовательского характера и работу сверстников (58).
Л. А. Гомазова отмечает, что развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста базируется на следующих принципах:
- опора на актуальные интересы старших дошкольников для освоения исследовательских умений;
- создание исследовательского пространства активизирующего исследовательскую активность;
- системность и непрерывность исследовательской деятельности;
- партнерство и сотрудничество в рамках ребенок-ДОО-семья (13).
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить приобретенные ранее знания, умения и навыки. Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста характеризуется в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении инициативы, в умении задавать вопросы и осваивать способы познания предметов или явлений окружающего мира, проявлять элементы творчества.
В период дошкольного детства благодаря исследовательской активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира с его характерными критериями предметов и явлений. Образ мира формируется в процессе развития исследовательской активности в познавательной деятельности детей, которая состоит из нескольких компонентов связанных между собой:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира) (27).
Активно исследуя окружающий мир и себя в окружающем мире, свои способности, умения, ребенок учится анализировать, сравнивать, делать выводы о своих возможностях. Познавательный материал по ознакомлению с окружающем миром заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов их свойствах, назначении, качестве предметов, о силе разума человека и т. д., а исследовательская активность старшего дошкольника имеет разные формы выражения: принимать решения, сравнивать, доказывать, находить ответы и т. д.
Для развития исследовательской активности, по нашему мнению, будет являться экспериментирование - одним из видов познавательной деятельности детей. Под ним понимается активное исследование объекта или ситуации путем управления условиями (переменными, факторами). Поскольку сами переменные, их сложность, количество, а также уровень их контроля могут варьировать в очень широком познавательном диапазоне, так же это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность ребенка, в нашем случае исследовательскую активность.
Таким образом, рассмотрев исследования ученых в различных областях, единого общепризнанного определения исследовательской активности нет. Многие авторы определяют исследовательскую активность самостоятельную активную деятельность, как проявление любопытства, любознательности, инициативности. Тесно связывают с исследовательской, экспериментальной деятельностью, с уровнем интеллектуального развития, с развитием познавательных процессов.