Юрьева Александра
Основные особенности самообслуживания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Основные особенности самообслуживания детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями зрения
Социальное благополучие человека обеспечивает его умение адаптироваться к окружающей среде и событиям, происходящим вокруг него. Чтобы гармонично существовать в социуме, человеку нужно осознавать свои возможности и уметь грамотно их использовать. Для детей с нарушением зрения это особенно актуально.
Публикация «Основные особенности самообслуживания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Наибольший процент информации человек получает посредством зрительного анализатора. Ребёнок, имеющий нарушение зрения, лишается данного источника знаний. Также у него нет возможности контролировать посредством зрения собственные движения и элементарные предметно- практические действия. Таким образом, нарушенное зрение у ребёнка является фактором, сильно ограничивающим его чувственное познание.
Специальные исследования проблемы обучению навыкам самообслуживания детей с нарушением зрения проводились Л. И. Солнцевой, которая изучала начальные формы трудовой деятельности самообслуживания и выявила отставание их в предметно-практической деятельности, диспропорциональность в развитии самооценки у этих детей, и оценки достигнутых ими результатов [27, с. 187].
Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках трудового воспитания. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями. В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудового воспитания и развитию самостоятельности ребенка. Данной теме посвящены труды отечественных авторов: Н. М. Аксариной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, С. Д. Забрамной, А. С. Малер, В. Г. Нечаевой, Л. Н. Павловой, Л. М. Шипициной; зарубежных авторов: У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле и др. С. А. Козлова утверждает, что самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет важную роль в становлении самостоятельности [34, с. 85].
Р. С. Буре, Г. Н Година отмечают, что самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). При этом ребенок овладевает определенными навыками. [11,с. 174].
В психолого-педагогической литературе навык рассматривается как действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Критерием достижения навыка, по мнению А. Н. Леонтьева, служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля) [10,с. 72].
А. В. Петровский утверждает, что навык (трудовой) – приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью М. А. Васильева, Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова определили, что самообслуживание включает в себя сформированность следующих навыков: навыки опрятности; навыки приема пищи; навыки одевания и раздевания.
Формирование у детей навыков, необходимых в жизни связано с деятельностью, в значительной мере, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Если навыки самообслуживания будут сформированы, то детям будет значительно легче адаптироваться в современном обществе.
По мнению Р. С. Буре и Г. Н. Годиной, обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Ребенок может выполнять тот или иной навык, но не соблюдать определенные последовательные действия. Может выполнять хаотично, пропускать действия. Так, каждый навык включает в себя выполнение определенных последовательных действий [31,с. 93].
По данным Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.
Самообслуживание - система знаний, умений и навыков, позволяющих человеку самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в соответствующем санитарно-гигиеническим и бытовым нормам состоянии.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Это основной вид трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте. Качество действий по самообслуживанию у каждого ребёнка индивидуально, поэтому формирование данных навыков является актуальной задачей на каждом возрастном этапе развития дошкольников. [19, с. 185]
Уровень развития навыков самообслуживания (умение умываться, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать и купаться) напрямую влияет на уровень самооценки ребёнка. Данный процесс является важным шагом на пути к взрослению и самоорганизации дошкольника. Обучение навыкам самообслуживания позволяет педагогам успешно решать задачи расширения знаний и представлений детей об окружающем мире, сенсорного воспитания, развития зрительно-моторной координации движений и мелкой моторики, развития речи, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать необходимую последовательность действий [20, с. 67].
Дефект зрения обуславливает трудности формирования навыков самообслуживания. Такие особенности зрительного восприятия, как замедленность, фрагментарность, узость и недифференцированность зрительного восприятия не позволяют детям обладать точной и достоверной информацией о действии, а это осложняет выполнение культурно- гигиенических навыков. Причиной недостаточности развития предметно- практических действий у детей с нарушением зрения является взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки и глаза.
У детей отмечается неуверенность в выполнении действий, их замедленность и недостаточная четкость. В результате плохого зрительного анализа и контроля за собственными действиями у дошкольников появляется много ошибок в выполнении действий по самообслуживанию. Детям младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения свойственны скованность движений, слабость мышечного тонуса, затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений. Также нарушенное зрение затрудняет ориентировку в пространственном расположении предметов, оценку их качества, возможность планировать захват предмета и действия с ним. Все это затрудняет формирование трудовых навыков [17, с. 60].
Нормально развивающийся ребёнок уже после года может обслуживать себя в некоторых вещах. Например, он может надеть и снять шапку, снять варежки или носки, может самостоятельно пить из кружки и есть ложкой. Данными навыками ребёнок овладевает самостоятельно, подражая окружающим его людям. В дальнейшем навыки формируются при помощи взрослых, по их образцу. Родители или воспитатель одобряют правильное действие и указывают на ошибки, одновременно обучая ребёнка оценивать свои действия и сверять их с образцом. У ребёнка с нарушением зрения спонтанно эти навыки не формируются [19, с. 145].
Наблюдая за детьми с нарушением зрения, можно заметить, что не все имеют устойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Всё это требует систематического контроля и помощи со стороны педагогов и родителей.
У детей с нарушениями зрения наблюдается снижение контроля над качеством одевания, умывания и причёсывания. Также это можно продемонстрировать на примере умения детей заправлять постель. Навыки и умения заправлять постели у детей с нарушением зрения значительно отстают в развитии от нормально видящих детей. При этом у них снижен интерес к контролю и анализу своих действий, оценке результатов выполнения работы. Также стоит отметить, что их речь бедна формулировками, которые представляли бы качественный анализ труда.
Специальные исследования Л. Н. Лосевой, проведенные с 4-х-5- летними детьми с нарушениями зрения, показывают, что на отработку навыков самообслуживания эти дети затрачивают значительно больше времени, чем их нормально видящие сверстники. Так, при шнуровке ботинок дети с нарушением зрения в 12 раз больше затрачивают времени на определенную процедуру, допустив при этом в 4 раза больше ошибок.
Постоянное участие детей в трудовой деятельности повышает общее развитие дошкольников со зрительной патологией, придает им уверенность в своих силах, изменяет положение ребёнка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику, участие в труде взрослых.
Очевидно, что навыки самообслуживания необходимы в повседневной жизни. Овладение данными навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, без проблем обслуживать себя дома и в дошкольном учреждении, когда это необходимо [26, с. 65].
Одной из важнейших задач трудового воспитания у детей является формирование культурно-гигиенических навыков. С самого раннего возраста у ребёнка необходимо формировать навыки по самообслуживанию (как в семье, так и в дошкольном учреждении).
Многократное повторение режимных процессов и действий, настойчивость и постоянство требований к детям обеспечивает прочное освоение навыков, способствует формированию у детей потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Сформированность навыков самообслуживания, способствует более быстрой и легкой адаптации детей в обществе.
Ежедневное выполнение самых простых заданий по самообслуживанию приучает детей к систематизированному труду. Через развитие самообслуживающего труда ребёнок постепенно овладевает умением заботиться не только о себе, но и о своих близких. Во время обучения ребенок получает много новой информации об окружающих его вещах, об их назначении, качествах и особенностях. Процесс освоения ребенком навыков самообслуживания требует работы памяти, а также развития таких процессов как внимательность и сосредоточенность.
Взрослые совершенствуют навыки и умения детей по самообслуживанию, пополняют их знания. На развитие личности ребенка влияет педагогическая компетентность его родителей, то насколько правильно взрослые будут направлять развитие его навыков самообслуживания. Процесс воспитания самостоятельности у ребенка прежде всего тесно связан с прививанием ему интереса к самообслуживанию. [29, с. 90]
В результате освоения данных навыков у ребенка формируются такие черты характера, как активность, уверенность в себе, воля и упорство в достижении цели.
Таким образом, формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста позволяет адаптироваться к внешнему миру.