Наталья Артемьева
Основные направления развития коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения :
1. сотрудничать;
2. слушать и слышать;
3. воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
4. говорить самому.
Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. К концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах — в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
Публикация «Основные направления развития коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Среди таких умений и навыков можно выделить:
• навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи;
• умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями;
• строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка.
Перечисленные умения и навыки обеспечивают процесс говорения. Кроме этого, следует выделить группу навыков и умений, обеспечивающих процесс приема (слушания) речи. Среди них:
• умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;
• осмысливать интонационную сторону высказывания и тем
самым определять его цель;
• узнавать слова в соответствии с их значением;
• различать слова, близкие по звучанию.
Задачи обучения развитию коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями :
1. Формирование представлений о себе в мире людей («я», «взрослые», «дети»).
2. Обучение взаимодействию с взрослым в разных видах деятельности.
3. Стимулирование познавательного интереса к окружающей действительности.
4. Обогащение сенсорного опыта.
5. Расширение возможностей понимания обращенной речи.
6. Обучение использованию коммуникативных знаков (речевых и неречевых) в условиях совместной деятельности.
7. Формирование элементарных произносительных умений.
8. Развитие двигательной активности.
9. Формирование простейших навыков самообслуживания.
Коррекционная работа по преодолению нарушения коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями должна начинаться с коррекции речевого развития ребенка, с преодоления его речевой патологии. Ведь уровень сформированности общения ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речевых возможностей.