Юлия Щевкун
Основные направления психолого-педагогической работы по внедрению ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики. Ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Публикация «Основные направления психолого-педагогической работы по внедрению ФГОС ДО» размещена в разделах
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.
Хотелось бы немного подробнее остановиться на вопросе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, на примере МАДОУ «Детский сад № 9 общеразвивающего вида» г. Емвы.
Введение ФГОС дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
На уровне ДОУ, задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, является совместная деятельность всех специалистов (в нашем ДОУ объединенная в психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, что считается оптимальным условием по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями, педагогами и администрацией. Наличие эффективной системы сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения.
Основная цель работы педагога-психолога - создание условий для психологической поддержки всех участников образовательного процесса по реализации образовательной программы.
Основными направлениями работы в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса являются:
Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Повышение уровня психологической культуры и оказание психологической поддержки педагогам и родителям осуществляется через такие формы как семинары: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО», «Психолого-педагогические условия реализации программы» - «Роль педагога в создании условий реализации программы». Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, тренинги, памятки, анкетирование, в том числе в рамках работы Клуба для родителей «Здоровая семья».
В этом направлении решаются следующие задачи:
- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;
- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;
- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;
- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.
Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, а так же специально организованном клубе «Здоровая семья».
На сайте ДОУ создана страница «Обеспечение психолого-педагогического сопровождения в ДОУ», где размещается консультационно-просветительская информация различной тематики.
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений :
1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2) развитие познавательных процессов;
3) развитие произвольной регуляции поведения;
4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.
Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
Психодиагностическая работа ведется в системе, с учетом перспективного плана, результатов предыдущей диагностики и коррекционно-развивающей работы по следующим направлениям :
- диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, мелкая моторика);
- эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, самооценка);
- психологическая готовность к школе (определение стартовых возможностей будущих первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности);
- коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк и по запросу родителей.
В начале 2018 – 2019 учебного года создано республиканское методическое объединение педагогов-психологов и социальных педагогов в системе образования Республики Коми.
В целях формирования единого комплекта диагностического инструментария педагогов-психологов образовательных организаций Республики Коми приняли участие в разработке пакета методик по направлению «Диагностика личностных особенностей детей дошкольного возраста»
Также, по поручению республиканского методического объединения педагогов-психологов, активизировалась работа по формированию благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе ДОУ и работа с детьми «группы риска». Проведенный экспресс-анализ социально-психологического климата у воспитанников позволил выявить детей «группы риска» и провести с ними индивидуально-профилактическую работу.
В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется «Творческий потенциал педагога» с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ в рамках работы над обновлением образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Кроме того, диагностические исследования проводятся в системе в рамках психолого-педагогической работы по двум очень важным направлениям – адаптация к детскому саду и подготовка детей к школе.
Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности с педагогами.
Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов диагностик, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).
Психокоррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на следующие сферы воздействия: эмоционально-волевая (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательная; коммуникативная (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми).
Основные методы коррекционных воздействий: индивидуальная игровая терапия (сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, релаксационные, графические и др.); куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка); арттерапия (рисование, драматизация); психогимнастика; релаксация (нервно-мышечное расслабление, визуализация); психокоррекционные игры.
В младших группах выстроена благоприятная система работы, способствующая привыканию детей к условиям ДОУ в период адаптации и для дальнейшего развития возрастных психических процессов.
В среднем возрасте организованы интегрированные подгрупповые игровые занятия по программам эмоционального развития детей Крюковой С. В., Слободянник Н. П. «Давайте жить дружно!», Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
С детьми старшей и подготовительной групп продолжается работа по эмоционально-волевому и социально-коммуникативному развитию. Проводится цикл коррекционно-развивающих занятий.
По итогам диагностики психологической готовности к школе в подготовительной группе, в течение всего года, проводятся подгрупповые занятия по программе подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника» - развитие познавательных процессов и формирование предпосылок к продуктивной учебной деятельности, которые посещают дети с низким уровнем школьной готовности.
Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.