Светлана Жигимонт
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н, основной целью деятельности педагога-психолога является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, по основным и дополнительным образовательным программам; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Публикация «Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
До введения ФГОС ДО деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 № 636, строилась по следующим направлениям : психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование.
Традиционные направления деятельности, закрепленные Положением о Службе, трансформировались в формы работы педагога-психолога.
Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Основным приоритетом его работы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования представлены в п. 3.2. раздела III ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155.
В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (п. 3.2. раздела III ФГОС ДО) подчеркивается, что для успешной реализации Программы (образовательная программа дошкольного образования) должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».
Таким образом, основными направлениями работы, обозначенными в Стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, учащимися, родителями). Однако в привычный набор методов и подходов необходимо будет внести некоторые коррективы с учетом специфики ФГОС.
Основным предметом деятельности педагога-психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:
- общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
- содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Перед психологической службой стоят следующие задачи: определение целей, средств, рисков, ожидаемых результатов обучения по ФГОС, а также проблем и ресурсов участников учебного процесса; перспективное планирование совместных с другими участниками учебного процесса мероприятий по созданию условий для реализации ФГОС; консультирование, направленное на просвещение администрации, педагогов и родителей, разъяснение психологических аспектов новых требований ФГОС и психологических особенностей детей разного возраста; мониторинг психологического развития обучающихся и индивидуальная помощь тем из них, кто испытывает трудности.
Психологическое сопровождение перехода на ФГОС позволяет :
- применять более широко в педагогической практике различные инновационные подходы, методы;
- более полно реализовывать личностный, профессиональный потенциал педагогов, повышать уровень мотивации и профессионального мастерства педагогов;
- обеспечивать возможность развития обучающихся по индивидуальным траекториям исходя из их способностей и возможностей;
- применять в обучении детей более эффективные методы и подходы, известные психологической науке.
Психологическое сопровождение осуществляется на основании ориентировочного плана работы психолога в течение всего учебного года и включает 4 этапа: подготовительный; адаптационный (диагностический); содержательный (коррекционный); итоговый (рефлексивный).
Работа на каждом этапе осуществляется в определенные сроки с определенным контингентом: администрацией, педагогами, родителями, обучающимися, коллегами психолога.
Таким образом, основным приоритетом работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.