Елена Беляева
Основные линии усложнения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Игры детей возникают под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений и знаний, которые они получают из самых разных источников: каждодневного опыта и специально организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.
Чем ярче впечатления, богаче знания, тем содержательнее сюжеты детских игр и сильнее воспитательное воздействие на ребенка (Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, Д. В. Менджерицкая).
Публикация «Основные линии усложнения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одной из линий развития сюжетно-ролевой игры являются изменения, происходящие в сюжетах детских игр. А. П. Усовой была определена последовательность развития сюжетов : от игр с бытовыми сюжетами к играм на производственные и далее на общественно-политические сюжеты. На развитие сюжетов существенное влияние оказывает знакомство детей с окружающим миром. Чем оно шире, тем больший круг явлений отражают дети в своих играх.
Не менее важным показателем, по мнению Д. Б. Эльконина, является содержание, то есть та сторона действительности, которую воспроизводят дети в своих играх. Следовательно, изменения в содержании считаются другой линией развития сюжетно-ролевой игры. Её можно представить как постепенный переход от предметных действий к передаче отношений между людьми или от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который заключается в другом человеке.
Следующей линией развития игры выступают изменяющиеся способы её построения: от цепочки условных действий с предметами игра переходит к передаче цепочки специфических ролевых взаимодействий, а затем к последовательным разнообразным событиям.
Вместе с сюжетом, содержанием и способом построения игры существенные изменения происходят в формах её организации. Они развиваются от индивидуальных игр, к играм рядом и совместной деятельности.
Следующая линия развития характеризует длительность или продолжительность игровой деятельности: от нескольких минут до нескольких дней. Данные А. П. Усовой показывают, что игры детей в возрасте трех-четырех лет длятся 10-15 минут, четырех - пяти лет - до 40 - 50 минут, а игры старших дошкольников могут продолжаться несколько часов, даже дней.
Главное для педагога -обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре :как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. Все задачи ставятся по отношению к коллективу детей и каждому отдельному ребенку. Основным методом влияния на выбор темы игры является обогащение представлений детей об окружающей жизни. Дошкольников знакомят с трудом взрослых, событиями общественной жизни. Важно не только формировать представления, но и влиять на чувства детей.