Светлана Шаповалова
Алгоритм работы воспитателя по подготовке проекта по познавательно-речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
«Алгоритм работы воспитателя
по подготовке проекта по
познавательно-речевому развитию»
Подготовила воспитатель: Шаповалова С. В.
В современных условиях проект рассматривается как метод развивающего обучения и как один из вариантов интеграции образовательных областей. Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности.
Публикация «Алгоритм работы воспитателя по подготовке проекта по познавательно-речевому развитию» размещена в разделах
На сегодняшнем семинаре мы рассмотрим алгоритм работы воспитателя по подготовке проекта.
Напомним, что алгоритм проекта – это последовательность действий от возникновения идеи до ее реализации.
Первый этап:
1. Выбор темы и определение цели проекта.
Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
2. Тематическое планирование по выбранной проблеме
на день, неделю, месяц (в зависимости от длительности проекта, где учитываются все виды детской деятельности.
На этапе разработки содержания ООД, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатель особое внимание уделяет организации среды в группе, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольников любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.
Второй этап:
Второй этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?»
Ответы снова фиксируются, причем независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как периода жизни. После составления совместного плана действий начинается
Третий этап работы над проектом – его практическая часть. На этом этапе работы над проектом дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребенка должна быть как бы незаконченной, незавершенной. Особую роль в данном случае играют центры познавательно-исследовательской деятельности.
Заключительным, четвертым этапом работы над проектом является презентация проекта.
Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, мини-книжек и др.
Проекты, вне зависимости от вида (творческие, исследовательские, информационные, практико-ориентированные и др.) нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей