Косульникова Валентина Николаевна
Конспект теоретического урока для учащихся 7 класса «Влияние физических упражнений на основные системы организма»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние физических упражнений на основные системы организма.
• косульникова Валентина Николаевна
• 25 ноября 1957 г. р
• МБОУ-о- лицей №33 г. Иваново
• учитель физической культуры
• 29л. пед. стаж.
• Высшая квалификационная категория.
• 8 915 827 3688 Контактный телефон.
Научный руководитель:
Клюева Т. А.
Косульникова в. н. -конспект
теоретического урока по физической культуре
для учащихся 7 класса лицея №33 г. Иваново
Влияние физических упражнений на основные системы организма.
Публикация «Конспект теоретического урока для учащихся 7 класса „Влияние физических упражнений на основные системы организма“» размещена в разделах
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи урока :
1. Ознакомить с основными системами организма.
2. Рассказать о влиянии физических упражнений на основные системы организма.
3. Повторить названия основных органов организма.
4. Воспитывать интерес к урокам физической культуры, активность
учащихся, дисциплинированность.
Тип урока : комбинированный.
Метод проведения: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Место проведения: класс.
Инвентарь, оборудование: интерактивная доска.
Время проведения: 9.50-10.35
Работа по формированию знаний школьников должна быть усилена методами наглядной агитации.
Обычно для этого используют стенды с выставленными диаграммами техники выполнения различных упражнений,
таблицами нормативов двигательной подготовленности школьников разного возраста, примерными планами построения самостоятельных занятий физическими упражнениями и т. д.
Урок, выполненный и проведенный в форме презентации на современном этапе обучения имеет большую агитационную силу,
легко воспринимается и запоминается.
Многие учащиеся впоследствии проявляют интерес и пробуют отдельные темы теоретической части физической культуры сдавать в виде презентаций.
Смена слайдов осуществляется учителем вручную.
Использование ИКТ целесообразно для повышения эффективности подачи материала, повышение мотивации учащихся и уровня наглядности.
№ слайда Деятельность учителя Деятельность ученика
Подготовительная часть - 7 мин.
Беседа.
Ребята! Если Вы хотите иметь красивую фигуру, правильную осанку, креп-
кие мускулы, занимайтесь
физическими упражнения -ми.
У людей, имеющих всё это,
отлично работают внут –ренние органы. Поэтому у них и хорошее самочувствие
и бодрое жизнерадостное настроение.
Какие внутренние органы Вы знаете?
Для того чтобы осознанно
и правильно укреплять свой организм, необходимо знать,
как физические упражнения влияют на его рост и разви -тие.
Проверка явки на урок учащихся и готовности их
к уроку.
Приветствие.
Сообщение задач урока.
Рассказывает, объясняет, задает вопросы,
предлагает записать основные органы организма.
Дежурный ученик подаёт команды- «Становись!
Класс, равняйсь!
Класс, смирно!», сдаёт рапорт о готовности класса к уроку.
Приветствуют учителя, садятся,
раскрывают тетрадь.
Внимательно слушают, осмысливают и отвечают на вопросы,
делают записи в тетради.
Основная часть -34 мин.
Ознакомить с основными системами организма,
рассказать о влиянии физических упражнений на основные системы организма. Узнать основные системы организма и как влияют
физические упражнения на основные системы организма.
Слайд № 1 Рассказывает, что у каждой системы свое предназначение. Однако все они взаимосвязаны, и чем слажанней работают, тем у человека лучше здоровье. Внимательно смотрят,
слушают, осмысливают и
переписывают в тетрадь
основные системы организма.
Слайд № 2 Рассказывает, что опорно-двигательную систему сос-тавляют скелет и мышцы.
В скелете человека примерно 200 костей, которые соединены между собой подвижными сус-тавами.
Мышцы прикрепляются к костям непосредственно или с помощью сухожи-лий.
Кости приводятся в движе-ние сокращением прикреп-ленных к ним мышц.
Мышцы по названиям объединяются в группы-
мышцы шеи, мышцы плеча, спины, брюшного пресса и т. д.
Занятия физическими уп-ражнениями повышают мышечную силу, под их воздействием утолщаются мышечные волокна, уве-личиваются мышцы в це-лом. Внимательно смотрят,
слушают, осмысливают и
записывают в тетрадь из чего состоит опорно-двигательная система.
Слайд № 3 Рассказывает, что пищева-рительная система сос-тоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника, пищевари-тельных желез (слюнные, поджелудочная, печень и др.)
Пищеварение необходимо для роста и восстановле-ния организма, поддер-жания умственной и физи-ческой работоспособности, а также температуры тела. Пища содержит разнооб-разные питательные вещества, необходимые для жизни человека.
В пищеварительной сис-теме они переходят в растворимые вещества, которые легко всасывают-ся в кровь и разносятся ею по всему организму.
Регулярные занятия физи-ческими упражнениями, игры на свежем воздухе, кроссы в лесопарковой зоне оказывают тонизиру-ющее, укрепляющее, сти-мулирующее воздействие на органы пищеваритель-ной системы и на весь организм в целом. Для улучшения пищеварения полезны упражнения для брюшного пресса, на гибкость, растяжение.
Внимательно смотрят,
слушают, осмысливают и
записывают в тетрадь из чего состоит пищеварительная система.
Слайд № 4 Рассказывает, что крове-носная система состоит из сердца и кровеносных со-судов. Сердце своими сок-ращениями проталкивает кровь по сосудам ко всем органам и тканям, где про-исходит непрерывный об-мен веществ. Чем лучше работает сердце, тем качественней организм обогащается кислородом и освобождает от вред-ных веществ и углекис-лого газа ткани.
В процессе занятий фи-зическими упражнениями происходит утолщение стенок сердца, увеличение его размера и веса. Значительное воздействие на работу кровеносной системы оказывают такие физические упражнения, как кросс, ходьба на лы-жах, езда на велосипеде, туристические походы.
Многие школьники часами просиживают за письмен-ным столом, телевизором, за компьютером, что очень вредно для растущего ор-ганизма. Сердце и сосуды быстро реагируют на не-достаток движений, в ре-зультате нарушается рабо-та сердца и сосудов, внут-ренних органов в целом, падает работоспособность, ухудшается умственная деятельность.
Внимательно смотрят,
слушают, осмысливают и
записывают в тетрадь из чего состоит кровеносная система
Слайд № 5 Рассказывает, что наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС, или пульсом, является доступным средством контроля за работой сердечно-сосу-дистой системы. Пульс в состоянии покоя в норме у здорового человека ритмичный, без перебоев:
у мальчиков 70-75 уд. /мин (ударов в минуту,
у девочек 75-80 уд. /мин.
Показывает, что пульс можно измерить на запястье, виске.
Любая физическая наг-рузка, даже самая незначи-тельная, вызывает учаще-ние пульса.
Чем больше нагрузка, тем чаще пульс.
Проверить состояние сердца в покое и после нагрузки можно, подсчи-тав количество ударов за 15 с, положив руку на одну из зон пульсации.
Работа сердца считается хорошей, если пульс после физической нагрузки восстанавливается за 5-10 мин. до своего показателя в покое.
Занятия физическими упражнениями являются прекрасным средством укрепления сердца и сосудов.
Важным показателем состояния здоровья и ра-боты системы кровообра-щения является артери-альное давление (АД). Измерить его можно спе-циальным прибором-
тонометром.
Хороший показатель АД-120/60 мм рт. ст.
Внимательно смотрят, слу-шают, осмысливают.
Пробуют найти и подсчитать количество ударов за 15 секунд.
Слайд № 6 Рассказывает, что дыхательная система при-нимает участие в обеспе-чении организма кислоро-дом, выводит из организма углекислый газ.
В дыхательной системе большую роль играют легкие, которые осущест-вляют обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью.
Важным показателем функций дыхательной системы является жиз-ненная емкость легких (ЖЕЛ). Она определяет-
ся максимальным количеством воздуха, которое может выдохнуть человек после максималь-ного вдоха.
Измерить ЖЕЛ можно прибором, который называется спирометром.
При выполнении физи-ческих упражнений резко возрастает потребность работающих мышц и мозга в кислороде. В покое через легкие проходят 6-7 лит-ров воздуха за 1 минуту,
а при выполнении таких упражнений как бег, пла-вание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, - до 120-130 литров за 1 минуту. Благодаря физическим упражнениям увеличива-ются размеры грудной клетки, ее подвижность, возрастает ЖЕЛ, что позволяет успешнее выполнять упражнения, особенно на выносливость.
Внимательно смотрят, слу-шают, осмысливают.
Слайд № 7 Рассказывает, что выделительная система очищает организм от про-дуктов распада и удаляет лишнюю воду. Здесь боль-шую роль играют почки – парные органы, лежащие в брюшной полости по обеим сторонам позвоноч-ника на уровне поясницы. Качественная работа сис-темы выделения очень важна для организма.
Физические упражнения помогают системе выде-ления справляться с очи-щением организма. При занятиях увеличивается кровоток, ускоряются обменные процессы во всех системах, повышается потовыделение, быстрее происходит восстановле-ние организма
Внимательно смотрят, слу-шают, осмысливают.
Слайд № 8 Рассказывает, что
нервная система делится на центральную, к которой относятся головной и спинной мозг, и перифери-ческую (нервные волокна, нервы, соединяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека).
Нервная система разде-ляется на соматическую, обеспечивающую регу-ляцию двигательного ап-парата, и вегетативную, регулирующую протека-ние процессов обмена веществ, работу внутрен-них органов. Благодаря ей осуществляется согласова-ние поведения человека и его реакций, поддержива-ется постоянная связь ор-ганизма с окружающей средой.
Для хорошего функцио-нирования этой системы рекомендуется заниматься бегом на свежем воздухе, плавание в открытых водоемах и т. п.
Все это поможет улучшить состояние нервной систе-мы, оздоровить работу всех органов и систем. Очень полезны для нерв-ной системы закаливаю-щие процедуры. Внимательно смотрят,
слушают, осмысливают и записывают в тетрадь
из чего состоит нервная система.
Слайд № 9 Рассказывает, что
эндокринная система участвует в регуляции функций всех клеток и тканей организма. Благодаря различным железам внутренней сек-реции эндокринная систе-ма вырабатывает и выде-ляет в кровь особые хими-ческие вещества – гормо-ны. Они могут тормозить или ускорять рост организ-ма, половое созревание, физическое или психичес-кое развитие, деятельность внутренних органов.
Занятия физическими упражнениями (утренняя зарядка, спортивные игры, туристические походы) помогают стабилизировать работу эндокринной сис-темы. В процессе занятий увеличивается кровоток, обогащение организма кислородом, активизиру-ются обменные процессы организма, улучшается настроение и аппетит. Внимательно смотрят,
слушают, осмысливают.
Закпльючительльнрая частль-4 минр.
Проверить знание изученного материала.
Ответить на вопросы учителя по просмотренной презентации.
Слайд № 10 Предлагает ответить на вопросы по просмотренной
презентации-
1. Назовите основные системы организма.
2. Как физические упраж-нения влияют на пищева-рительную, нервную, дыхательную системы?
3. Какое доступное сред-ство контроля за работой сердечно-сосудистой сис-темы вы знаете?
Отвечают на вопросы и записывают в дневник домашнее задание-
Учебник «Физическая культура»
стр. 20-24
Информационные ресурсы-
1. «Физическое воспитание» В. И. лях пособие для учителя,1997г.
2. «Физическая культура» М. Я. виленский учеб. ,2009г.