Наталья Емец
Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются :оказание детям медицинской,психологической,педагогической,логопедической и социальной помощи,обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации,общего и профессионального обучения.
Очень важно развитие позитивного отношения жизни,обществу,семье,обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью,взаимосвязанностью,непрерывностью,преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия-согласованность действий специалистов различного профиля:невропатолога,психоневролога,врачаЛФК,логопеда,дефектолога,психолога,воспитателя. Необходима их общая позиция при
Публикация «Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП» размещена в разделах
обследовании,лечении,психолого-педагогической и логопедической коррекции.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются:медикаментозные средства,различные виды массажа,лечебная физкультура (ЛФК,ортопедическая помощь,физиотерапевтические процедуры.
Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми,страдающими церебральным параличом.
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных,речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие)всех сторон психики,речи и моторики,а также предупреждение и коррекция их нарушений.
2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия,опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности,коррекционно-педагогическая,и в частности логопедическая,работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики,а не на их предупреждение.
Ранее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить,а в некоторых случаях и исключить
психоречевые нарушения у детей с ДЦП.
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года)ведущий вид деятельности-эмоциональное общение со взрослым;в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет)-игровая деятельность;в школьном возрасте-учебная деятельность.
4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.
В силу огромной роли семьи,ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта,досуга,воспитания)которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие,сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители-основные участники педагогической помощи при ДЦП,особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка,его возможности и перспективы развития,соблюдать правильный распорядок дня,организовать целенаправленные коррекционные занятия,сформулировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту,развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи,в посильную трудовую деятельность,стремление к тому,чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел,одевался,был опрятен,но и имел определенные обязанности,выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол,убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду,чувство радости,что он может быть полезен,уверен в своих силах.
Часто родители,желая избавить ребенка от трудностей,постоянно опекают его,оберегают от всего,что может огорчить,не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности,отказу от деятельности. Доброе,терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию,к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида,не имеющего шансов занять активное место в жизни,или,наоборот,как человека,вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни,уходить в себя,в свое одиночество.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:
-развитие эмоционального,речевого,предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
-стимуляция сенсорных функций (зрительного,слухового,кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений,коррекция их нарушений;
-развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания,памяти,воображения);
-формирование математических представлений;
-развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;подготовка к овладению письмом;
-воспитание навыков самообслуживания и гигиены.