Зоя Виталиевна Разумная
Конспект осенней прогулки «Наблюдение за насекомыми»
▼ Скачать +Заказ
Конспект осенней прогулки «Наблюдение за насекомыми»
Цель: продолжить знакомство с разнообразием видов насекомых, систематизировать представления детей о поведении насекомых осенью.
Задачи:
Публикация «Конспект осенней прогулки „Наблюдение за насекомыми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Обучающие: учить различать насекомых по внешнему виду, расширять знания детей о насекомых и их связи с живой и неживой природой.
Развивающие: развивать наблюдательность у детей, формировать любознательность и познавательную активность, активизировать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением насекомых (муравей, кузнечик, комар, божья коровка, бабочка, пчела, шмель, чтение стихотворений, работа с загадками.
Ход прогулки.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся бывать на прогулке? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, рядом с нами гуляет много маленьких жителей.
А кто это, вам нужно догадаться. Походите по участку и поищите, что это за «жители». (Ответы детей).
Если дети не догадываются, воспитатель подводит детей к дереву, на котором находят божью коровку.
Вместе рассматривают жука и приходят к выводу, что у божьей коровки красная спинка с белыми точками.
Здравствуй, божья коровка!
Подари ты мне обновку.
Сядь на пальчик, на мизинчик,
Принеси ты мне гостинчик!
Воспитатель:
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
На спинке кружочки,
Черненькие точки. (Божья коровка)
Воспитатель: Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные.
Воспитатель: Дети, божья коровка полезное или вредное насекомое? (ответы детей)
Воспитатель: Какую пользу приносит божья коровка? (ответы детей)
Воспитатель делает обобщение, что божьи коровки поедают, огромное количество тли, любят угоститься червяками, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов. Божья коровка поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и, таким образом, приносит людям большую пользу.
Дети с воодушевлением пытаются найти новых насекомых. И, вот, Кирюша замечает черную гусеницу. Вместе рассматриваем окраску гусеницы, ее лапки, следят за передвижением.
Косматая, как мох,
То съёжилась в комок
То выпрямила спинку…
И проползла тропинку.
Дети идут дальше и вдруг замечают бабочку.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок,
Пьет коготком душистый сок. (Бабочка)
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочки)
Воспитатель: Правильно, дети, бабочка. У бабочки две пары крыльев, тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них большие глаза и короткие усики.
Перелетая с цветка на цветок, бабочка опыляет их, собирает нектар.
Воспитатель: Какого цвета у бабочки крылья? (ответы детей)
Воспитатель: Опишите бабочку. Какая она? (красивая, нежная, воздушная, игривая)
Самостоятельное наблюдение детей за бабочками.
Воспитатель: Как бабочка порхает? (легко, красиво, воздушно)
Воспитатель: Как садится она на цветок? (бесшумно)
Воспитатель: Как складывает свои крылышки? (вместе)
Воспитатель: Молодцы, какие вы внимательные и наблюдательные.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это там жужжит в цветочках?
Рано утром просыпаюсь,
На работу собираюсь –
Мне весь тёплый летний день
Мёд носить домой не лень! (Пчела)
Воспитатель: А кто из вас любит мед? (ответы детей)
Воспитатель: Мед обладает большой целительной силой.
Воспитатель: Ну, сейчас загадка про насекомое, которое летает повсюду и назойливо мешает.
Кто над нами вверх ногами? (муха)
Воспитатель:Не догадались? Еще одна загадка.
Не птица, а летает,
С хоботком, а не слон. (Муха)
Воспитатель: Правильно, дети, в загадках идет речь о мухе. А о ком следующая загадка?
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)
Воспитатель: Правильно, эта муравей. Муравьи – трудолюбивые, великолепные строители. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Они живут большой и дружной семьей. А как называется домик муравьев? (муравейник)
Воспитатель: Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Есть народная пословица: «Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей».
У муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Воспитатель: А теперь вспомните, кто вам надоедал летом в лагере.
Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он? (Комар)
Дети на прогулке повстречали кузнечика, но сфотографировать нам его не удалось.
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (Кузнечик)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
А теперь скажите, как можно назвать бабочку, комара, муху, пчелу, божью коровку одним словом? (насекомые)
Воспитатель: Дети, кто знает, почему не надо трогать, обижать насекомых? (насекомые живые)
Воспитатель: Правильно ребята, насекомые живые. Их нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Воспитатель описывает насекомое, а дети должны угадать, что за насекомое.
Воспитатель: Почему насекомых становится все меньше и меньше? Как вы думаете, почему сейчас очень редко можно увидеть жуков, муравьев, божьих коровок, бабочек? Куда они делись? (ответы детей)
Воспитатель: Где их больше на солнце или в тени? (на солнце)
Воспитатель: Вспомните, какое сейчас время года (осень)
Воспитатель: Давайте вспомним основные признаки осени (пожелтевшие листья, листопад, понижение температуры, отлет птиц, частые дожди, день стал короче, стало холодно).
Воспитатель: Почему насекомые прячутся?
Воспитатель: Правильно, дети, насекомые прячутся от холода.
Воспитатель: Куда прячутся насекомые, чтобы не погибнуть во время зимних холодов (в кору деревьев, щелочки в кирпичиках, опавших листьях)
Воспитатель делает вывод: насекомые чувствуют приближение зимы -день становится короче, температура воздуха понижается и поэтому прячутся под кору деревьев, в щелочки домов. Зимой насекомые спят.
Рефлексия.
Каких насекомых мы с вами повстречали на прогулке?
Какое насекомое вам нравится и почему?
Почему нельзя обижать насекомых?
Подвижная игра: «Бабочки и пчелы»
Цель: научить детей двигаться по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Подвижная игра «Пчелки»
Цель: упражнять в точности прыжков.
Воспитатель: Дети, вы знаете, как пчелки перелетают с цветка на цветок и собирают нектар? (Да)
Воспитатель: Сейчас мы с вами побудем пчелками и будем перелетать с цветка на цветок.
Покружились, покружились и все в пчелок превратились.
Воспитатель обозначает круги - это цветочки. Ребятам надо перепрыгивать из круга в круг, с цветка на цветок.
Самостоятельная деятельность детей.
Игры в песочнице.
Благодарю всех, кто посетил мою страничку!