Анна Кокурина
Дыхательная гимнастика для ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Осении листочки в воде
Дыхательная гимнастика — это система упражнений, позволяющих укреплять здоровье1 и предупреждать заболевания респираторной, сердечно-сосудистой и нервной систем2.
Для чего нужна дыхательная гимнастика?
У большинства людей, ведущих малоподвижный образ жизни, дыхание частое и поверхностное2,3. Это приводит к нарушению газообмена в легких, снижению усвоения кислорода тканями, спазму кровеносных сосудов и ухудшению обменных процессов3.
Публикация «Дыхательная гимнастика для ребенка» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Дыхательная гимнастика помогает восстановить технику правильного дыхания, нормальное соотношение вдоха и выдоха4. Человек учится дышать, задействуя не только мышцы грудной клетки и плеч, но и мускулатуру живота и диафрагму3. При этом легкие получают возможность расширяться до своего естественного объема, и их производительность значительно увеличивается2. Важность речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. Дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя достаточно трех-пяти повторений. У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Дыхание является основой внешней (произносительной) речи. От его правильности зависит чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков) .
У детей с речевой патологией физиологическое дыхание имеет свои особенности. Оно поверхностное, ключичного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы.
Дошкольникам с речевыми нарушениями необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать диафрагмальный тип дыхания. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр :
сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
дуть на легкие шарики, карандаши, свечи
дуть на плавающих в тазу уточек, дуть на всевозможные вертушки;
надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри. Существуют различные методики дыхательной гимнастики, которые могут включать как статические, так и динамические упражнения4.
Статическими называют такие упражнения, при которых дыхание осуществляется без движений тела или его частей, при участии только дыхательных мышц4,6. Они позволяют добиться последовательной вентиляции всех отделов легких4 и применяются чаще всего в начале обучения правильному дыханию6.