Римма Бирюкова
Оригамитерапия как здоровьесберегающая и развивающая технология и кубик-сторителленга в коррекционной практике
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Аленушка» р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Оригамитерапия
как здоровьесберегающая и развивающая технология
и кубик – сторителленга в коррекционной практике
Автор: Бирюкова Римма Магасумовна
Пояснительная записка
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
Публикация «Оригамитерапия как здоровьесберегающая и развивающая технология и кубик-сторителленга в коррекционной практике» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его говорить, читать и писать.
В. А. Сухомлинский
В переломный период развития России произошла мощнейшая модернизация системы образования. Перед педагогами была поставлена задача: воспитывать физически и психически здоровую, гармонично и культурно-развитую, любящую свою Родину и уважающее ее культурное наследие личность.
В настоящее время существует множество методик и технологий по коррекции речи детей, но с целью реализации поставленных образованием задач, я успешно применяю в своей коррекционной практике - оригамитерапию, если сказать иначе - арт-терапию, или же терапию искусством и творческим самовыражением, которую по праву, можно назвать здоровьесберегающей и развивающей технологией. Ещё на заре человеческой цивилизации, люди задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, литературы на исцеление души и тела человека, на его развитие.
Занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Они благотворно влияют на развитие интеллекта ребенка (повышается активность правого полушария мозга); развивают пространственное мышление, глазомер, психические процессы, фантазию, творческие и исследовательские способности, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, мелкую мускулатуру кистей рук, уверенность в своих силах и способностях; знакомят с основными геометрическими понятиями; учат ориентации на плоскости и в пространстве; улучшают способность следовать устным или мультимедийным инструкциям; воспитывают наблюдательность, трудолюбие, художественно-эстетический вкус, интерес к творчеству, нравственные качества ребенка; формируют волю и целеустремленность; повышают заинтересованность в конечном результате.
К тому же, бумага – это экологически чистый, доступный, удобный в применении и хорошо знакомый с детства материал. Также хотелось бы отметить и то, что мир детской игрушки с каждым днем становится все богаче и богаче, поэтому игрушка утрачивает свою педагогическую ценность. А вот игрушки «собственного производства», никогда не «выйдут из моды» и не утратят интерес детей, и как ничто лучше выполнят образовательные задачи.
Выполнение оригами - это процесс, похожий на маленькое представление, напоминающее фокус, который всегда вызывает радостное удивление у детей. Дети становятся участниками захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку.
Оригами – игрушки я использую как в индивидуально-коррекционной работе, так и групповой. Очень часто такие игрушки становятся главными помощниками при формировании, обогащении и активизации словаря детей и развитии связной речи. Каждая выполненная ребенком поделка занимает свое «почетное» место в кубике - сторителленге (англ. storytelling – дословно «рассказывание историй», который тоже можно изготовить в технике оригами (на фотографиях в приложении 2). По мере изготовления таких игрушек происходит наполняемость кубика. Позже эти игрушки становятся героями различных историй, сказок, рассказов. Ребенок сам создает сюжет, проигрывает придуманные истории, сопереживает своим героям, а самое главное испытывает чувство гордости, за свой труд.
Оригами - игрушка может подбираться педагогом в соответствии с поставленными задачами и календарно – тематическим планом образовательного учреждения. Представленные в приложении игрушки очень просты в своем изготовлении (приложение 1). При желании их ассортимент можно разнообразить, подобрав инструкции в сети Интернет. Данные инструкции можно представить как словесные и как мультимедийные (презентации или видео, поэтапно показывая все шаги по изготовлению (образец педагога). Зачастую, при выборе своих поделок, я опираюсь на книгу М. Стейнберга «Смастерим из бумаги. Складывание» - Таллин, изд. «ВАЛГУС» 1988.112 с., 57 рисунков, перевод с эстонского Г. Л. Баллонда (книга представлена в приложении 3 на фото 1). Рынок книжной продукции также предлагает нашему вниманию широкий спектр альбомов для изготовления оригами уже с готовыми выкройками (примеры альбомов приведены в приложении 3 на фото 2.) и инструкциями по выполнению (стоит только навести на куар код с книги и инструкция перед нами).
Стоит прописать, что оригами – игрушки изготавливаются не на самом коррекционном занятии, а заранее – на часах по конструированию, так как они занимают большое время по изготовлению. Но в этом тоже есть свой плюс, у детей есть шанс увидеть свое творение в каком-нибудь новом интересном деле, как говорится «дать поделке вторую жизнь».
Овладев искусством оригами, детям никогда не будет времени для скуки!
Приложение 1.
Аленький цветочек
(по мотивам сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»)
Данную поделку можно использовать для дыхательной гимнастики, для изучения лексической темы «Цветы» и на занятиях по развитию речи в рамках цикла «Аксаковские дни».
Разговорчивая лягушка
(по мотивам сказки В. М. Гаршина «Лягушка - путешественница»)
Лягушка – это самая популярная игрушка, которую можно использовать как любознательного любого занятия для создания проблемной ситуации, как героя, с которым можно отправиться в любое путешествие. Применять при знакомстве с гласными звуками и при закреплении их артикуляции (подставлять графическое изображение звука вместо язычка).
Кораблик
(по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Кораблик»)
Игрушка может быть использована для формирования направленной воздушной струи, при автоматизации изолированного звука [Л], при изучении лексической темы «Транспорт», для выполнения экспериментальных заданий, в качестве подарка своему любимому папе к празднику отцов или Дню Защитников Отечества.
Приложение 2.
Кубик – сторителленг
Это самый обычный кубик (можно использовать квадратную бумажную коробочку (бросовый материал, или же сделать ее самим в технике оригами, с каждой стороны которого прикреплены прозрачные кармашки (количество тоже можно определять самим, это могут быть четыре или два, я использую один). Каждая сделанная ребенком игрушка, помещается в этот карман. При наборе достаточного количества игрушек для разворота сказочного сюжета или сюжета рассказа под руководством педагога составляется история.
Каждая история должна начинаться с призыва к действию:
Жили – были…
В некотором царстве, в некотором государстве…
Когда – то давным давно…
Это произошло темной и дождливой ночью…
Наш герой понятия не имел, что его ждет
Садитесь поближе, я вам расскажу одну историю, которая произошла…
Середина – что-то случается с героем, что толкает его на подвиги. В это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы: борется, приобретает друзей или врагов, меняется, превращается в кого-нибудь, ошибается и т. д.
Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим.
Обязательно нужно подвести итог. Это можно сделать при помощи вопроса: «Чему научила придуманная тобой история?»
Приведу пример сказочного сюжета с оригами – игрушками, представленными в приложении 1:
Жил – был маленький зеленый лягушонок. Он был очень добродушным и любознательным. Однажды он прочитал в книге, что существует волшебный цветочек алого цвета. Если подуешь на его лепестки, он исполнит все заветные желания. Вот лягушонок и подумал, если я раздобуду аленький цветочек, то смогу попросить для соседнего зайчонка (он может быть вымышленным героем, а может быть сделанным в технике оригами) теплые пуховые носочки на зиму. И вот однажды лягушонок смастерил для себя бумажный, но надежный кораблик и отправился на нем в дальние края в поисках волшебного цветка. (На своем пути он может повстречать другие оригами – поделки, которые ему будут помогать или наоборот мешать идти к поставленной цели и т. д.)
Таких кубиков со временем может стать несколько, историю можно будет продолжить, разнообразить, дополнить. Героев уже с двух кубиков можно будет объединить в одном большом произведении.
Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивают логику, коммуникативную компетенцию детей: особенно замкнутых и необщительных.
Приложение 3.
фото 1.
фото 2.